Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

43.3. Формирование содержания личности


В наше время все большее распространение в диагностике и развития личности получает психосемантпичний подход. Указанный подход ориентируется на семантические составляющие личности (личностные смыслы) и ее окружения. Применение методов, развитых в рамках этого подхода является очень плодотворным для гуманизации личности.

С точки зрения психосемантического подхода, гуманизация личности является изменением личностных смыслов (по структуре, содержанию и взаимосвязями), которые начинают включать морально значимые образования и гуманистические ориентации. При этом целью процесса образования становятся формирование и развитие системы личностных составляющих, гуманистических за основой и адекватных жизнедеятельности как здесь и теперь, так и в более длительной временной перспективе.

Формирование содержания может осуществляться посредством систематического обращения к конструктов, связанных с личностно и гуманистически значимыми ориентациями. Здесь педагогическая цель - приблизить ведущие критерии оценок к объективно важных для их будущей профессиональной деятельности критерии, наполненные гуманистическим содержанием.

Формирование гуманистического отношения к людям и к содержанию собственной профессии можно осуществлять через выявление латентных (скрытых) эмоционально-оценочных ориентаций, которые изучаются. Отметим, что эти ориентации менее структурированными образованиями (своеобразные «эмоциональные тональности»), которые позволяют передавать эмоциональное отношение, развивать мотивы, направленность, потребность в выбранной профессии, ее гуманистическую оформленность.

Как правило, подобные ориентации имеют природу конотата (эмоционально насыщенных значений, которые передают отношение к чему-либо), что задает условия передачи знаний, умений и навыков. Эти образования диффузные, полісематичні, чаще всего символично нагруженные и в силу этого обеспечивают трансляцию эмоционального отношения к профессионального знания и особенно его гуманистической оформленности, представленной иррационально. Такие ориентации обеспечивают, в частности, синтонність (эмоциональный резонанс) общения преподавателя и учащихся.

Глубинные личностные смыслы являются структурными элементами направленности личности. Их формирование предполагает привлечение міжмодальних, контекстуальных, системных методов воздействия, в том числе с целью развития и саморазвития. Это обусловлено тем, что непосредственное формирование личностных смыслов возможно лишь в кризисные периоды развития личности или в моменты состояний, которые соответствуют характеру внешних воздействий на нее.

Развитие совокупности таких личностных смыслов требует системной технологии «осмысленной» образования, которая опирается на методы психосемантики.

Важной задачей развития личности является формирование у нее гуманистического измерения. Подобная задача может решить гуманистическая образование, основным методом которого является системный диалог. Такой диалог призван задействовать различные уровни, аспекты и модальности личности преподавателя и учащихся, по форме он плюралистический, полимодальный и в указанном плане иерархический.

С тем, что гуманизм - это актуальный измерение развития человека, согласна большинство исследователей. Многие говорят о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать запросам сегодняшнего и завтрашнего дня. Одним из вариантов ответов на этот вопрос можно считать утверждение о гуманности всего того, что соответствует природе человека. Такой подход в его крайнем воплощении можно назвать пассионарен гуманизмом - гуманно все то, что соответствует общей судьбы членов этноса, их этнической стереотипу поведения.

Другим крайним вариантом гуманизма является рационалистический его вариант. В этом случае чаще всего априорным считают положение о свободе выбора человеком определенного уровня развития, форм и способов его реализации. Такой подход следует называть рациональным гуманизмом. К его адептов в психологическом плане принято относить Е. Фромма, К. Роджерса, В. Франкла, А. Маслоу и др. Используя ключевые понятия перечисленных адептов, такой гуманизм можно метафорически характеризовать как буттєвий, емпатичний, смысловой, самоактуалізаційний. Перечисленные признаки можно обозначить как основные размерности гуманизма.

Мы не свободны вполне в выборе формы гуманизма. Поэтому дальнейший рост человека как вида и как отдельной личности возможен в соответствии с принципами этического гуманизма, что есть разверткой некоторого тотального конструкта: пассионарность-идейность. Пассионарность сама по себе ни добра ни плохая, как, например, энергия. Хорошие или плохие ее применения и реализации. Этический гуманизм является сращивание пассионарности этноса (или субэтноса) с положительной идеей как ориентиром в развитии.

С позиций этического гуманизма решение проблем представляет собой поиск средств и методов социально одобряемой реализации пассионарной энергии этноса.

Эти три варианта гуманизма является не только полюсами некоторого континиуму, но и различными аспектами, гранями и/или уровнями гуманизма как явления в целом. Каждая доминирующая форма проявления гуманизма содержит как дополнение две другие.

Другой важной составляющей развития личности является формирование навыков просоціальної поведения. Срок «просоціальна поведение» психологи используют для обозначения моральных действий, которые предлагаются в выбранной культуре. Их можно определить как социально-позитивные: щедрость, помощь другому, сотрудничество, выражения сочувствия. Сотрудничество - это совместная работа группы людей для достижения определенной цели. Просоціальна поведение, которая необходима для сотрудничества, обычно формируется на базе таких личностных качеств, как альтруизм и сочувствие. Просоціальна поведение детей бывает достаточно последовательной в различных ситуациях, хотя возможны и ситуативные ее отклонения.

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности имеет, как правило, семья. В семье поведение родителей определяет отношение будущего человека к окружающему миру. Такое поведение можно описать двумя парами признаков: неприятие - расположение и терпимость (самостоятельность, воля) - сдерживание (контроль). Родители, которые положительно настроены к детям, считают, что их дети обладают многими положительными качествами, получают радость от общения с ними, принимают их такими, какими они есть.

Родители, в которых доминирует контроль (сдерживания), декларируют детям много запретов, держат их под пристальным наблюдением, строго определяя нормы поведения. От младших школьников они требуют сдержанного поведения, хорошего обучения, умение вести себя должным образом за столом, соблюдения чистоты и порядка. От подростков такие родители хотят знать, как они проводят досуг, интересуются их друзьями, хотят иметь представление о сексуальном поведении своих детей, требуют хорошего обучения в школе. В таких родителей часто могут проявляться противоречия в системе требований и запретов.

Снисходительные родители, в отличие от требовательных, обычно делают мало замечаний нестриманій ребенку, не запрещают шумные игры, их мало беспокоит опрятность и послушание, они предоставляют неограниченную свободу. Такие родители быстрее будут рассматривать как нечто естественное проявление агрессивности у детей.

В зарубежных исследованиях широко изучали три типа дисциплинарных воздействий на детей: использование власти (принуждение); объяснение; лишения родительской любви. Тактика использование власти предполагает насилие, приказ, физическое наказание, контроль со стороны родителей над желаниями ребенка. Индуктивная техника (объяснение) включает рассуждения, похвалу, объяснение ребенку последствий его действий. Лишение любви предполагает неприятие, игнорирование ребенка, выражение разочарования ее поведением.

Родители, как правило, служат для детей образцами и учителями в сфере человеческих взаимоотношений. Самосознание детей формируется не только путем прямого обучения и подражания, они соотносят это и со способом жизни своих родителей, усваивая принятые ими нормы и ценностные ориентации. Для этого родители могут использовать разнообразные приемы поощрения: моральные (похвала) или материальные (вещественные награды, особые привилегии).

Путем социального научання в процессе развития ребенка формируется, в частности, половое самосознание, что является способом включения биологического пола и ее культурных ассоциаций к самовосприятия и поведения ребенка. Указанный процесс объединяет несколько компонентов: половую идентичность, понимание социальных ожиданий в отношении мужчины и женщины, усвоение поведения, которая соответствует половой принадлежности.

Половая идентичность включает осознание и принятие половой принадлежности, то есть соответствие личности, интересов и поведения человека его собственному определению чоловічості и женственности.

До трех лет дети уже хорошо различают пол людей, окружающих их, знают, что в зависимости от пола, от человека требуют разное: девочки обычно играют в куклы, одеваются, как женщины, а мальчики играют с машинками, в пожарных и другие подобные игры. В этом возрасте дети начинают понимать и более абстрактные психологические составляющие половых стереотипов. Считается, что мальчики должны быть большими, игривыми, боевыми, независимыми, умными; девочки - маленькими, тихими, воспитанными, послушными и чуткими. Девочки, как правило, предпочитают играть мягкими игрушками и куклами, мальчики - кубиками, манипулировать игрушками и другими предметами.

Как формируются половые стереотипы? Ответа на этот вопрос в различных психологических направлениях разные. Представители психоанализ считают, что дети воспринимают половой стереотип через процесс идентификации (уподобление себя другом, подражания, отождествление себя с другими) с родителями того же пола. Такой процесс начинается в возрасте 4-5 лет.

Представители теории социального научання придерживаются мнения, что типичной для пола поведении учатся так же, как и другим формам поведения, то есть путем инструментального зумовлювання и наблюдения.

Сторонники теории когнитивного развития думают, что раннее статеворольове обучение связано с более общими изменениями в когнитивном развитии. Исследования в рамках этого направления показывают: дети очень рано, почти независимо от семейного окружения, узнают о половые стереотипы, наблюдая поведение взрослых.

 

Литература

1.  Анцыферова Л.И.. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / / Психол. журн. - 1994. - №1.

2.  Амбрамова А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика / / Там же. - 1985. -№6.

3.  Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 1984.

4.  Данченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - К., 1989.

5.  Скотт Дж. Конфликты: пути их преодоления. - К., 1991.

6.  Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. - 2-е изд., перераб. доп. - М.: Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2003.



Назад