Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

44.1. Понимание понятия «конкурентоспособная личность»


Функционирование нынешнего общества требует личностей, как говорят, с определенной «начинкой», то есть таких, которые способны адаптироваться к чрезвычайно сложных условий жизнедеятельности, рыночной экономики, борьбы за высший (лучший) статус в обществе, систематически овладевать новыми знаниями, навыками и умениями, преодолевать препятствия, достигая поставленной цели, при этом не причиняя вреда своему психическому здоровью и сохраняя психическую устойчивость. Бесспорно, речь идет о конкурентоспособную личность.

Что же такое конкурентоспособность? Согласно словарю советских времен, под конкуренцией понимали антагонистическую борьбу между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение якнайвищого прибыли. Кроме экономической, существует и биологическая конкуренция - отношения активного соревнования между лицами одного или разных видов за средства существования и условия размножения. За И.И. Шмальгаузеном, конкуренция - одна из форм борьбы за существование.

Специалисты США считают, что конкурентоспособность состоит из двух частей:

  • поддержка жизненных стандартов, которые постоянно повышаются;
  • сохранения позиций лидера в мировой экономике.

Президентская комиссия США по конкурентоспособности в промышленности предложила следующее определение этого понятия: это способность производить товары и услуги, которые реализуются на международных рынках, за одновременного поддержания или повышения жизненных стандартов, равных или выше, чем у конкурентов. То есть это способность предвидеть, обновляться и использовать все возможности для развития.

Рядом с конкурентоспособностью товаров и услуг можно говорить и о конкурентоспособную экономику, науку, культуру и о конкурентоспособную личность.

Конкурентоспособная личность - это такая личность, которая способна быстро и безболезненно адаптироваться к постоянным изменениям общественных условий, научно-технического прогресса и новых видов деятельности и форм общения при условии сохранения позитивного внутреннего психоэнергетического потенциала и гармонии.

Сфера деятельности конкурентоспособной личности. С учетом вышеизложенного, подробнее рассмотрим основные направления анализа конкурентоспособности личности. В смысловом аспекте можно выделить как минимум три сферы развития конкурентоспособной личности: сферу деятельности, сферу общения и сферу личности и ее самосознания.

О первой из них - сферы деятельности, то здесь имеющийся спектр аналитических вопросов, касающихся деятельности, с которыми сталкивается личность, поскольку их субъективная значимость для нее отнюдь не однозначна. Отсюда, в частности, возникает необходимость рассмотрения профессиональных установок, интересов, направленности личности и др. При этом важным аналитическим задачей является выяснить их обусловленность.

Специфика психологических проблем современного периода определяется необходимостью освоения нового социально-экономического и профессионального опыта. С одной стороны, это связано с переходом к рыночной экономике, поскольку новые профессии не имеют корней в профессиональной культуре нашего общества, с другой - происходит болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации, которая также страдает от изменений в современных условиях.

Доказано, что длительное время конкурентоспособной может быть только человек, который занимается любимым делом, что дает ему удовольствие, несмотря на большие временные и энергетические затраты.

В конкурентоспособной стране, по мнению Грейсон и о'делл, ее гражданам необходимо иметь:

  •  высокий средний уровень функциональной грамотности;
  • определенные основы знаний по математике, статистике, научной методологии;
  • способность наблюдать процессы, анализировать их, интерпретировать результаты и действовать;
  • знания о мире (речь идет об знания по истории, географии, экономики, языковой подготовки);
  • умение работать в коллективе; способность к ответственности;
  • способность постоянно учиться и приспосабливаться к изменениям.

Разумеется, с помощью психологического анализа можно выделить гораздо большее количество собственно психологических характеристик, необходимых для успешного вхождения в «рынок профессий», чем те, что их выложили упомянутые авторы. Нужно отметить, что структура профессиональной деятельности в целом является универсальной и состоит из трех компонентов:

  • постановка профессиональных целей и задач;
  • выбор средств и способов решения задач;
  • анализ и оценка деятельности.

Центральным, базовым образованием профессиональной деятельности, что предопределяет и процесс, и результат деятельности, является система действий специалиста. Выделяют две принципиально отличные друг от друга системы: а) система подавления и принуждения; б) система содействия, создание условий для эффективной совместной деятельности. Конечно, систему действий, как и всю структуру профессиональной деятельности, определяет личность специалиста и прежде всего его личностная направленность и профессиональная компетентность.



Назад