Электронная онлайн библиотека

 
 Общая психология

44.2. Этапы развития конкурентоспособной личности


Психологической основой образовательных проектов и программ развития конкурентоспособной личности является принцип саморазвития, которая интегрирует систему фундаментальных принципов развития личности.

Важнейшим условием, которая позволяет человеку стать субъектом саморазвития, является достижение некоего определенного уровня личностного и профессионального самосознания.

Сейчас интенсивно исследуют модели развития конкурентоспособной личности. Например, технологическая модель развития конкурентоспособной личности, которую разработала Л.М. Мизина, охватывает стадии развития конкурентоспособности; процессы, происходящие на каждой стадии; комплекс методов воздействия.

Л.М. Митина выделяет четыре стадии оптимизации поведения:

  • подготовка;
  • осознание;
  • переоценка;
  • действие.

Модель сочетает основные процессы развития личности: мотивационные (i стадия), когнитивные (II стадия), аффективные (III стадия), поведенческие (IV стадия).

Стадия подготовки. На стадии подготовки людям дают интересную и нужную (мотивирующую) информацию о конкурентоспособности, условия, факторы и результаты ее развития. Далее проводят психологическую диагностику особенностей их личностного развития: направленности, (личностной и профессиональной), компетентности, гибкости (эмоциональной, поведенческой, интеллектуальной), самосознания, а также барьеров и препятствий, которые мешают успешному (осознанному и самостоятельному) самоопределению.

Чтобы состоялось активное включение человека в процесс оптимизации собственной личности и поведения, необходимо заинтересовать, зажечь ее.

В то же время одним из важнейших и эффективных способов создания мотивации и активизации группы для решения многих задач и достижения положительных эффектов в самосознания является дискуссия. Для этого, как правило, применяют специально разработанные игры, которые представляют собой процедуру выработки загальногрупового решение.

Стадия осознания. На II стадии основным процессом изменения, главным образом, познавательный - осознание. Для самосознания при переходе с более низкого уровня на более высокий характерно изменение рефлексивных процессов.

По своей сути рефлексия - всегда разрыв, раздвоение и выход за пределы каждого непосредственного, «автоматически» текущего процесса или состояния (С.Рубінштейн).

Уровень осознания собственных способов общения, деятельности, личностных особенностей существенно повышается благодаря наблюдению, противостоянию, интерпретации взглядов, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, которые обсуждаются в малых группах. Благодаря увеличению информации, люди начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных профессиональных и личностных возможностей.

Высший уровень рефлексии связан с необходимостью фиксации остановки, которая произошла, и самого остановленного процесса в некотором другом «материале». Именно фиксация осуществляет раздвоение, поляризацию процесса в своем и другом его выражении. Остановка и фиксация в совокупности составляют те условия, которые есть в основе осознания (или - объективации, говоря словами Д.М. Узнадзе).

На этой стадии чрезвычайно полезны упражнения, ориентированные на самораскрытие. Такова, например, процедура «Предмет рассказывает о хозяине» и другие.

Стадия переоценки. Стадия III сопровождает увеличение использования не только познавательных, но и аффективных и оценочных процессов изменения. У учащихся появляется тенденция к осознанию влияния собственной нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение (педагогов, семью, друзей) и переоценка собственной личности. На этой стадии в процессе тренингов человек все больше ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем важном, принципиальном.

Подробно излагать все процедурные моменты психологического тренинга в этом учебнике не считаем целесообразным. Однако для каждой группы готовят свою программу, содержательные и формальные аспекты которой зависят от целого ряда факторов: ситуации в стране, конкретных событий, которые произошли в последнее время в определенном городе и в определенной педагогической учреждении, личностных особенностей участников группы, их социального статуса, уровня общей культуры, возраста и т.д. Наполнение программы конкретными психотехниками и упражнениями изменяется с учетом перечисленных факторов, а также особенностей групповой динамики в определенной группе.

В то же время, понятно, тренинг имеет достаточно устойчивую обобщенную структуру, которая охватывает обязательные смысловые блоки и процедурные моменты.

В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные принципы работы в группе.

Стадия действия. Те, кто успешно осуществляет стадию переоценки, переходит на IV стадию - действие (закрепление в поведении и поддержка). Наиболее эффективно IV стадия проходит в том случае, когда у человека есть возможность апробации новых способов поведения в своей практической деятельности до окончания семинаров. Тогда человек может обсудить свои трудности, проблемы, «рецидивы» поведения и получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрения за осуществление изменений в поведении.

Противостояние (толерантность) стимулам, которые провоцируют нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к положительных изменений в поведении - основной результат этой стадии. На этой стадии закрепляются новые формы повышения в процессе воспроизведения реальных ситуаций, режиссуры и постановки спектаклей, но самым эффективным методом работы на этой стадии являются деловые игры.

Деловые игры - эффективный и широко распространенный метод решения производственных, учебных и исследовательских задач. Главным принципом деловых игр является имитационное моделирование как объекта, так и структуры профессиональной деятельности«, под которую» построено деловую игру, то есть, собственно, задано предметный и социальный контекст игры, что позволяет назвать ее контекстным обучением. Именно последний методический принцип дает возможность перейти от аналитического овладение декларативным знанием к активной построения синтетических индивидуальных и групповых концепций, которые охватывают разноплановые знания, уточнить в заданном контексте понимания предмета.

Во время разработки деловых игр системное представление объекта и содержания профессиональной деятельности переводят в конструкцию игры, которая может быть «твердой» или «свободной». Конструкция игры является «жесткой», если в ней зафиксировано и четко предложено участникам игры роли, допустимые способы действий, средства, ресурсы, порядок игры, а также формализованный логический процесс перехода от принятых участниками решений до оценки последствий этих решений. «Свободная» конструкция игры позволяет использовать опыт и творческий потенциал участников в решении нестандартных проблем.

Деловая игра как активный метод обучения имеет синтетический характер и содержит большой набор процедур, причем некоторые из них (анализ конкретных ситуаций и ролевых игр) могут производиться и отдельно, вне деловой игрой, и есть по сути дела ее упрощенными формами.



Назад