Электронная онлайн библиотека

 
 Банковское дело

2.5. Порядок оформления расчетных документов и получения их банками


Расчетные документы - это составленные по установленной форме документы, представляемые в банк юридическими и физическими лицами и содержат письменное поручение (или требование) о перечислении определенной суммы денег в безналичной форме за отгруженные товары, выполненные работы, предоставленные услуги и другие платежи.
Расчетные документы, которые подаются клиентами в банк в бумажной форме, должны содержать, в зависимости от их формы, такие реквизиты:
а) название документа;
б) номер документа, число, месяц, год его выписки;
в) наименования плательщика и получателя средств, их идентификационные коды, номера счетов в учреждениях банков;
г) названия банков плательщика и получателя, их местонахождение и условные номера за МФО (код банка);
д) сумму платежа цифрами и прописью;
е) назначение платежа;
есть) на первом экземпляре - оттиск печати и подписи лиц плательщика или (и) получателя средств;
ж) подразделения бюджетной классификации и срок наступления платежа (в случае перечисления денежных средств в бюджет);
с) сумму налога на добавленную стоимость или надпись "без налога на добавленную стоимость".
В случае, если хотя бы один из указанных реквизитов не заполнено или заполнено неправильно, банк такой документ к исполнению не принимает.
Клиент, исходя из своих технических возможностей, может подавать в банке расчетные документы как в бумажной форме, так и в виде электронных документов (сообщений) каналами связи.
Бумажные расчетные документы, как правило, выписываются с использованием технических средств за один раз под копирку в двух экземплярах, платежные требования и документы предприятий, которые обслуживаются в одном учреждении банка, - в трех экземплярах.
Средства списываются со счета плательщика только на основании первого экземпляра расчетного документа.
Банк плательщика принимает документы от клиента в течение операционного дня, время которого регламентируется режимом работы банка.
Расчеты по документам, поступивших в банк в течение операционного дня, исполняются банком в тот же день.
Расчеты по документам, которые поступили после завершения операционного дня, банк осуществляет следующего дня.
При осуществлении расчетов клиенты могут применять систему "клиент-банк", которая обеспечивает:
- передачу сообщений между клиентами и банком в зашифрованном виде с помощью сертифицированных средств защиты;
- автоматическое ведение и защита протокола от модификации, передачи расчетных документов между банком и клиентом;
- автоматическое архивирование протокола в конце дня.
Юридическим основанием для вхождения в систему электронных платежей "клиент-банк" и обработки его электронных документов является отдельный договор между ним и банком.



Назад