Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

1.1. Предмет истории экономической теории и концептуальные принципы ее изучения.


В розмаїтій палитре человеческого знания, экономического в частности, особое место занимает история экономической теории, история экономических учений, история экономических доктрин. Эти названия имеют одну смысловую основу, ибо касаются именно развития экономической науки, значимость которого определяется ее связью с хозяйственной деятельностью человека, вне которой невозможно существование человечества.

Экономическое положение народа является основой его бытия, хозяйственные основы которого изучает экономическая наука, которая формируется в процессе развития экономической мысли, экономических доктрин и экономической теории. Последняя, как синтез всего предыдущего опыта, становится важнее тогда, когда берет на вооружение все лучшее, что выработало человечество в области экономических знаний. Кстати, это касается каждой науки: безупречно овладеть ею можно только тогда, когда хорошо узнаешь историю. Историзм еще больше подходит к экономической науки, так как она имеет дело с обществом, которое по своей природе является историческим феноменом.

Итак, неудивительно, что много ученых-экономистов имели потребность обращаться к истории своего предмета, пытаясь каждый по-своему осмыслить наследие своих предшественников. "Изучение истории экономической мысли, - пишет Г. Васильїв, - важно не только потому, что оно обогащает наше мировоззрение в направлении понимания прошлого, но и потому, что в современной политической экономии есть много положений, которые на сегодняшний день являются для многих спорными и которые решаются различными исследователями в направлении трактовка этих вопросов в духе той или иной школы".

Знакомство с историей экономической мысли нужна для того, чтобы не повторять того, чего уже достигли предыдущие экономисты. Это важно для экономии мышления. Кроме того, изучение истории экономической мысли способствует общеобразовательном и культурному развитию человека, повышению ее интеллектуального потенциала. Экономическая мысль является частью (и весьма существенной) общей культуры. "Влияние культуры на формирование и функционирование общественного хозяйства трудно преувеличить. Речь идет не только о хозяйственной и техническую культуру, но и о общий культурный тип человека и общества, культуру идеологических, социальных отношений".

На такую трактовку истории экономических учений часто можно встретить в литературе, авторы которой придерживаются материалистических позиций. Эти авторы были официально признаны на всем пространстве господства тоталитарной системы. Из-под влияния материалистических представлений об истории экономической теории постепенно освобождались исследователи, которые формировались в условиях насаждения одномерной материалистического мировоззрения.

Научное определение предмета истории экономической теории должно основываться на объективных реалиях развития цивилизации в разные исторические эпохи, предусматривать совокупность хозяйственных и культурных отношений человеческого бытия. Безусловно, история экономической теории или история экономических учений является, прежде всего, стремлением людей понять хозяйственные отношения, которые отражают не только материально-техническое состояние общества, а включают широкий спектр этнокультуры, традиций, морали, восприятие природной среды и др. Кстати, с материалистического определения экономической мысли совсем выпала национальная культура и природная среда, хотя они, очевидно, не меньше влияют на экономические взгляды, чем стриптизовані от культуры производственные отношения. Это ярко подтверждает настоящего, когда экологические проблемы приобрели необычайную остроту, что заставляет искать новые парадигмы экономической науки.

Следовательно, предметом истории экономической теории является усвоение опыта человечества в области познания экономического бытия, спектр которого все усложняется. Одни люди удовлетворяются первоначальными (желудочными) потребностями, другие отдают предпочтение духовным ценностям. Все зависит от образованности, общественного и национального сознания, воспитания, традиций и т.п. Любое упрощение человеческих потребностей не дает возможности понять многих ярких явлений в истории экономической мысли, понять, почему отдельные ее представители поднялись на вершины всечеловеческого духа.

История экономической теории, безусловно, самым тесным образом связана с хозяйственной деятельностью человечества и отдельных народов, является их світлоносним указателем. Именно поэтому в истории экономической теории были различные национальные школы, которые формировались под влиянием многих факторов. Характерно, что иногда разные системы экономических взглядов сосуществовали в один исторический период. Этот факт отрицает упрощенное выделение экономических взглядов, теорий с непосредственного экономического процесса, потому что на их формирование существенно влияли и другие факторы.

Важной методологической основой в изучении истории экономической теории является учет ее генетически-эволюционной парадигмы, что дает основание достоинству оценить преемственность экономического мышления. Придирчивый рассмотрение экономических теорий, идей, научных школ и т.п. в развитии экономических взглядов удостоверяет связь прошлого, настоящего и будущего. Эти три теперішності подтверждают неразрывность эволюции экономических учений и экономической теории. Это очень продуктивная мысль, ибо она побуждает искать в прошлом зародыши современного и будущего. Эти зародыши содержатся даже в, казалось бы антагонистично-противоположных системах экономических взглядов. Это можно объяснить тем, что каждое новое поколение экономистов получает уже готовы экономически-теоретические системы, от влияния которых оно окончательно не может освободиться при всем желании. Из ничего не возникает нечто.

История экономической теории подчинена законам эволюционно-поступательного развития. Пренебрежение ими препятствует понять все богатство и величие экономического мышления, которое является органической частью соборности человеческой культуры. Системно-целостный подход к культуре дает возможность определить значимость экономических взглядов, идей и учений в стремлении к совершенству человека, экономическое мышление которой нельзя сводить лишь к удовлетворению материальных потребностей. Некоторые сравнивает историю экономической теории с современным городом, в котором есть здания разных стилей и эпох, функционирует система соединения, коммунальных услуг и т.д. В совокупности это создает городскую систему, в которой каждый элемент выполняет свою конкретную роль. Нечто подобное присуще и истории экономических учений, в которой нашли отражение различные взгляды, концепции, теории, принципы познания многими поколениями экономической действительности. Все вместе они обогащали экономическую науку, расширяли горизонты экономического знания, поднимали его теоретический уровень.

Совокупность экономических, культурологических, политических, исторических и других факторов влияет на экономическое мировоззрение, изучением которого занимается история экономической мысли. Что касается истории экономической теории, то ее предметом являются те системы экономических взглядов, которые больше скристалізовані и оформлены, является проявлением высшего уровня обобщения экономических событий, явлений, процессов, закономерностей. Именно такие экономические учения претендуют на звание экономической теории. История экономической теории, безусловно, по содержанию глубже, за диапазоном уже от экономической мысли, которая охватывает все проявления экономических взглядов, в том числе и широких слоев населения. История экономических учений - это история экономической науки в ее поступательном развитии. Она - ценный опыт человечества в познании экономического прогресса, его сути, мотиваций и перспективы. История экономической теории - это те достояние и элементы экономической мысли, экономических учений и доктрин, которые в их селективном отборе стали основой экономической теории - фундаментальной экономической науки современности.



Назад