Электронная онлайн библиотека

 
 Банковское дело

статья 4.2.2. Осуществление межбанковских расчетов через систему электронных платежей НБУ


Система электронных платежей (СЭП НБУ) - общегосударственная платежная система, обеспечивающая осуществление расчетов между банковскими учреждениями, органами государственного казначейства на территории Украины с применением электронных средств приема, обработки, передачи и защиты информации. Программное обеспечение СЭП состоит из программно-технических комплексов, автоматизированных рабочих мест (АРМ), которые соответствуют трем уровням структуры СЭП:
1) центральная расчетная палата - АРМ-1, АРМ информационно-поисковой системы НБУ (ИПС);
2) расчетные палаты - АРМ-2;
3) банковские учреждения-участники СЭП - АРМ. -НБУ.
Информационно-поисковая система НБУ (ИПС) - составная часть ЛЭП, предназначена для предоставления пользователям справочной информации о платежах, выполненные средствами СЭП.
Участниками СЭП являются:
- территориальные управления НБУ;
- коммерческие банки (филиалы), которые имеют технические счета в расчетной палате (СП) или Центральной расчетной палате (ЦРП).
Для работы в СЭП коммерческий банк (филиал) заключает с НБУ такие договоры:
а) на информационно-расчетное обслуживание в СЭП НБУ;
б) об использовании криптографических средств защиты информации в информационно-вычислительной сети НБУ.
Согласно условиям договоров НБУ предоставляет коммерческим банкам (филиалам) - участникам СЭП:
а) необходимые программно-технические комплексы СЭП;
б) программные средства электронной связи;
в) аппаратно-программные средства защиты информации.
Все участники СЭП должны быть включены в справочник банков-участников СЭП.
Операции зачисление (списание) средств по корреспондентскому счету коммерческого банка (филиала) - участника СЭП могут выполняться только после открытия ему в РП (ЦРП) технического счета.
Первоначальные платежи от участника СЭП принимаются в пределах текущего значения его технического счета, за исключением случаев, определенных НБУ.
Обработка расчетных документов в электронном виде и служебных сообщений СЭП осуществляется в порядке очередности их поступления в систему. Расчетный документ в электронном виде, принятый СЭП, не может быть отозван.
Результаты расчетов за відісланими и полученными расчетными документами в электронном виде отражаются на технических счетах коммерческих банков (филиалов) в СЭП. Информация о состоянии этих счетов предоставляется участникам расчетов в течение рабочего дня с периодичностью, которая определяется действующей технологии межбанковских расчетов в СЭП.
В СЭП внедрено семь моделей обслуживания коммерческих банков (филиалов) по консолидированным корреспондентским счетом и информационную модель (модель 0), которые учитывают специфику работы и потребности банков. Все модели используются только при выполнении межбанковских расчетов в гривнах.
Для перехода коммерческого банка на работу в СЭП по консолидированным корреспондентским счетом необходимо получить разрешение НБУ, за исключением первой модели, когда разрешение предоставляет территориальное управление НБУ.
Разрешение предоставляется на основании таких документов:
а) ходатайство коммерческого банка о переходе банка в целом или отдельных его филиалов на работу в СЭП по консолидированным корреспондентским счетом;
б) положение коммерческого банка о порядке осуществления межбанковских расчетов коммерческим банком и его филиалами по консолидированным корреспондентским счетом.
Решение о возможности обслуживания коммерческого банка в СЭП по консолидированным корреспондентским счетом принимается НБУ в месячный срок со дня получения полного пакета документов.
При предоставлении коммерческому банку разрешения на работу в СЭП по консолидированным корреспондентскому счету НБУ письменно информирует об этом банк, свои территориальные управления и коммерческие банки-участники СЭП.
В случае принятия решения об отказе в предоставлении такого разрешения НБУ сообщает об этом коммерческий банк письменно с указанием причин.
Коммерческий банк (филиал) - участник СЭП имеет право на основании файла-запроса через АРМ-НБУ получать от ИПС справочную информацию о прохождении сформированных им расчетных документов в электронном виде. Ответ на запрос предоставляется в виде справочного сообщение ИПС в течение одного рабочего дня, не считая день получения.
Территориальное управление НБУ имеет возможность на основании файла-запросу получать средствами ИПС информацию о межбанковские расчеты, выполненные через СЭП коммерческими банками (филиалами), которые:
- обслуживаются АРМ-2 РП этого территориального управления НБУ;
- расположенные на территории области (республики) по местонахождению этого территориального управления НБУ;
- расположенные на территории других областей (республики) при условии, что они являются филиалами банка, в котором открыт корреспондентский счет в этом территориальном управлении НБУ.
Территориальное управление (НБУ) выдает уполномоченным органам на их письменные запросы справки о межбанковские расчеты, выполненные через СЭП, в пределах информации, полученной от ИПС. Эта информация предоставляется территориальным управлениям НБУ по месту нахождения банка (филиала), в отношении которого поступил запрос.
В запросе заявителя должны быть указаны основания для получения информации, наименование и код банка, период, за который должна быть предоставлена информация. Информация по запросу заявителя и по согласованию с ним (в зависимости от ее объема) может предоставляться как на бумажных, так и на магнитных носителях в сроки, определенные действующим законодательством Украины.
Коммерческие банки (филиалы) - участники СЭП обязаны осуществлять обработку всех расчетных документов в электронном виде в день их получения от СЭП в порядке очередности их поступления.



Назад