Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

1.2. Место истории экономической теории в системе человеческого знания и практической деятельности


Определение места истории экономической теории в системе человеческого знания связано с методологией классификации наук вообще. В этом контексте стоит привести размышления выдающегося украинского экономиста-статистика середины XIX века. Дмитрия Журавского, который, имея в виду группировки статистической информации и ее всеохватность, отмечал, что человеческий разум неспособен осознать целостность природы. "Мы, - писал Д. Журавский, - можем изучать ее частями, одновременно по многим пунктам, и затем сводить эти отдельные знания в понятие более общие". В результате этого образовалось много участков знания, или наук, количество которых увеличивается с накоплением новых фактов и явлений. В природе, по мнению ученого, не существует ни физики, ни химии, ни ботаники, зоологии, ни политической экономии, ни теории, ни эмпирии, ни синтеза, ни анализа и др. Это наше человеческое видение. "В природе, - твердил Д. Журавский, - есть тела, сущности и силы, которые в них действуют". Наука изучает их как может, исходя из определенной идеи, что зародилась в человеческом сознании. Поэтому бытует много взглядов на одни и те же предметы, немало систем, теорий, философских школ.

Эти мысли весьма конструктивные, поскольку до сих пор часто нет понимания того, что мироздание единственная, но понять ее отдельном человеческом умственные почти невозможно. Это является оправданием существования различных наук, их специализации, которая осуществляется на основе определенной методологии. Большинство авторов в прошлом, пытаясь свести науки в соответствующую систему, предоставляли своим классификационным моделям линейного характера. Науки образовывали в этих назиданиях будто лестницу, в соответствии с большей или меньшей своей сложности. Такой характер имела, в частности, классификация наук Огюста Конта, что пользовалась успехом у представителей точных наук и которую многие подражали.

Оценив достоинства и недостатки этой классификации наук, украинский экономист-мыслитель Михаил Туган-Барановский пришел к выводу, что на самом деле "все науки образуют не простую линию, а колесо, в котором каждая точка появляется одновременно и началом и концом... Система наук представляет собой, таким образом, не лестницу, а живой организм, в котором все отдельная часть, кожнісінький орган служит другим частям и органам и вместе с тем пользуется ими - появляется, одновременно и средством, и целью".

Классификация наук, предложенная украинским ученым, соответствует более, чем предыдущие, современным достоянием в развитии человеческого знания, для которого характерно выделение новых наук, в частности, на стыке их развития, а вместе с тем усиление интеграции между ними, что соответствует природе мироздания, которая является целостностью.

С позиций целостности нужно определять место истории экономической теории в системе, прежде всего, экономического знания, в частности, в семье фундаментальных экономических наук, к которым, кроме истории экономической мысли, принадлежат экономическая история и экономическая теория. Именно с ними самым тесным образом связана история экономической теории, что, как уже отмечалось, возникает на этапе определенной зрелости экономического развития. Эволюцию этого развития изучает экономическая история. Она прослеживает изменение хозяйственных форм от древнейших времен, раскрывает их особенности в процессе осложнения в планетарном, континентальном, региональном и национальном аспектах. Именно экономическая история поставляет конкретный фактический материал для теоретически-мировоззренческих обобщений; на его почве возникают модели и концепции экономического мышления во всем их разнообразии и комплементарности.

Конечно, в этой книге мы не имеем ни возможности, ни необходимости всесторонне раскрыть связь истории экономической теории с экономической историей человечества. Однако следует заметить, что эволюцию, научные школы, концептуальное богатство экономической теории нельзя понять, не учтя ее динамики. Без этого трудно понять почему фізіократизм имеет французское происхождение, классическая школа в политэкономии - английско-шотландское, историческая школа - немецкое и др. а в Украине эти научные школы имели национальное выявления и новаторское воплощение.

История экономической теории - это генетика экономической науки, ее фундаментальности. Современное состояние экономической науки является итогом всего предыдущего развития экономической теории. Научная ценность экономической теории тем выше, чем полнее она воспользовалась результатами, аккумулированными в ее истории. Это должен осознать каждый экономист, потому что без постижения теоретического наследия предшественников невозможно должным образом оценить, например, тот или иной учебник по экономической теории. Экономическая теория - это светоносная экономическая наука, лучи которой ярче тогда, когда она с должным поцінуванням относится к изобретений и открытий экономистов всех времен и народов. Ведь экономическая теория - это синтез научных новшеств, она создавалась многими поколениями мыслителей.

Между тем, это не всегда должным образом осознают преподаватели экономической теории, которым кажется, что ее можно изучать, не зная истории экономической науки. Эта ошибочная мысль унаследованная от тоталитаризма, который утверждал монополию материалистического экономической доктрины с ее теологической методологии. Это было оправдано, поскольку познание истории экономических учений подрывало искусственно создаваемый авторитет коммунистических экономических утопий.

Кроме того, история экономической теории тесно связана с развитием конкретных экономических наук (экономическая статистика, финансы, экономика промышленности, сельского хозяйства и т.п.). Во-первых, теоретические модели и системы взглядов пользовались конкретной экономической информации; во-вторых, в рамках этих систем формировались направления соответствующих экономических наук. Этот процесс происходил в разные периоды с неодинаковой интенсивностью и эффективностью. Он продолжается до сих пор, когда перед экономической наукой стоят новые задачи.

История экономической теории как часть эволюции целостного мировоззрения всегда была неотделима от развития философской мысли. Она долгое время функционировала в составе философских систем, которые одновременно были методологической основой экономической науки. В эпоху античности и средневековья экономические взгляды формировались не отделено от философских и морально-этических учений. В подтверждение этого можно привести множество примеров, но самым весомым аргументом является то, что экономическая наука стала специальным предметом изучения лишь в новейшую эпоху. Не случайно Адама Смита считают отцом экономической науки, а в XIX в. экономические дисциплины обычно изучали на юридических факультетах университетов, что свидетельствует о тесной связи экономических наук с правоведением.

В процессе развития экономические взгляды, идеи, учения были тесно связаны со всеми науками человекознания, а также с естественными науками. Экономические учения не только обогащались результатам естественнонаучных исследований, но часто были источником для их продвижения. Пример - теория классической школы, в частности, теория народонаселения Т. Малтуса. До некоторой степени это касается и математики, которая повлияла на инструментарий экономической науки, и в то же время воспользовалась принципу экономии от экономической теории, как это доказал украинский экономист М. И. Туган-Барановский.

Есть немало аргументов и фактов, которые подтверждают взаимосвязь истории экономической теории с другими науками не только обществоведческого, но и естественнонаучного цикла. Это вытекает из единства мира и человеческого знания, классификация которого скорее вынужденная, чем объективно обусловлено. Это надо иметь в виду, чтобы во всем объеме понять значимость изучения истории экономической теории, которая имеет свой предмет, но не настолько автономный, чтобы не учитывать достижения других наук в результате их эволюции.

Это означает, что изучение истории экономической теории значительно расширяет мировоззрение экономиста, побуждает ознакомиться со смежными отраслями знания, дает возможность освоить широкий спектр не только экономической культуры, но цивилизационных достижений вообще. Чтобы быть хорошим специалистом по истории экономической теории, нужно знать не только историю экономики, экономических взглядов, но и общую историю, философию, правоведение, математику, естествознание и т.п., то есть те науки, которыми богаты были и которые обогащали экономические учения. Итак, познания и изучения истории экономической теории во всей ее полноте - дело весьма сложное.

Изучение истории экономической теории имеет не только учебно-познавательное значение. Оно содержит значительное прикладное нагрузки, ведь раскрывает практическую ценность тех или иных экономических теорий, концепций, доктрин, идей, систем взглядов в разные времена. Экономические учения не только возникают на конкретном историческом почве, но пользуются ими в практической деятельности. Для этого много фактов поставляет XX ст., в течение которого експериментувалися, например, тоталитарные системы, основанные на материалистической доктрине. Полный крах этих экономических систем одновременно является подтверждением бесперспективности доктрин, на которые эти системы опирались. Это должно быть предостережением относительно избрания ориентиров будущего экономического развития.

Это особенно актуально для молодых постсоциалистических государств, в которых еще есть сторонники догматически-одномерной понимание экономических процессов, обоснование которых втовкмачувалося длительный период. Это касается, прежде всего, Украины, где за любое отклонение от этих доктрин, попытки возродить экономическую память преследовали и наказывали. В этих условиях усвоение истории экономической теории с ее богатым арсеналом передовых взглядов, теорий, ценностей имеет большое познавательно-воспитательную и конструктивно-прикладное значение, способствует ускорению трансформационных процессов в экономике на основе общецивилизационных ориентаций. Именно поэтому экономическая теория должна изучаться после истории экономических учений. Современная экономическая теория - это, прежде всего, ее история, история науки - это сама наука.



Назад