Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

2.1. Взгляды древних египтян на организацию хозяйства, собственность, товарно-денежные отношения и рабство


Экономическая мысль, как известно, зародилась в глубокой древности. Уже первобытный человек, добывая себе средства к жизни, имела некоторые хозяйственные представление. Однако изучение этих представлений доступнее исследователю по времени использования письма, благодаря которому остались памятники, которые дают возможность изучать состояние и тенденции экономического мышления.

В связи с этим значительный интерес представляют экономические взгляды населения древнеегипетского царства, которое образовалось в конце IV тыс. до н. э. в Нільській долине. Со времен жизнедеятельности этого царства сохранились памятники религиозной письменности ("Тексты пирамид", "Мемфиский богословский трактат", "Книга дыхание", "Книга прохождения вечности" и др.), скупые источники экономической мысли (биография вельмож "Наставления Гераклеопольського царя Мерікара своему сыну", "История пастуха", "Повесть о красноречивого жителя оазисы", "Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Піопі", "Анналы Тутмоса III", "Папирус Вільбура" и др.).

Эти памятники египетской письменности отражают экономические взгляды древнеегипетского общества в процессе его эволюции. Важной составляющей этих взглядов было обоснование и оправдание строгого учета материальных и человеческих ресурсов. Для этого периодически проводились переписи населения, складывались земельные кадастры, учитывалась количество скота и другие материальные ресурсы. Это выполнял писарь.

В Этом контексте становится понятным "Наставления Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Піопі", написанное в период Среднего царства. Чтобы убедить сына в преимуществах специальности писаря, заставить "полюбить писаря больше, чем свою мать", Ахтой охарактеризовал все другие занятия того времени, начав с работы медика, пальцы которого, как у крокодила, а он вонючей от рыбьей икры".

Что касается столяра, то он устает больше от земледельца. Каменщик, когда заканчивает работу, то не чувствует рук, потому что они от усталости омертвевшие. Гончар проводит все время с посудой и выкорчевывает растения больше, чем свиньи, чтобы "выкурить свои горшки". Строитель стен всегда на ветру, исчезла сила его, и руки, как плети. Тяжело работает огородник, а земледелец возвращается домой, уставший от ходьбы. "Ткач, - писал Ахтой, - находится в помещении, он слабее женщину. Колени его - возле живота его, и не может он вдыхать воздух".

Совсем плохо производителю стрел, сальщикові, фарбувальникові, птахолову, рыбалке и др. "Смотри, нет занятия, свободного от руководителя, кроме писаря, - он сам руководитель!" - поучал Ахтой. И далее: "Если ты будешь знать писание, то это будет хорошим для тебя... Не копайся же!.. Смотри, я сделал это из любви к тебе. Полезен для тебя даже один день в школе".

Содержание наставления Ахтоя не может не поражать. Оно составлено в Древнем Єгипті, а перекликается с современностью, когда образование и обучение стали приоритетными. Ценность этого наставления заключается еще и в перечне занятий древних египтян, удостоверяющий тогдашний уровень разделения труда. Следовательно, можно согласиться с мнением, что "Наставления Ахтоя" - это не только обобщения жизненной мудрости, но и описание социальной организации Древнего Египта.

В письменных памятниках Древнего Египта отражены не только социальную организацию общества, но и материальные ресурсы, в частности, земельные. Ценным с учетом этого документом является "Папирус Вільбура", в котором в сжатой форме отражены результаты осмотра и измерения государственных (царськохрамових) земель в Среднем Єгипті (июль-август 1158 г. дон. э.). Сложная организация царсько-храмового хозяйства была причиной того, что в центре внимания древнеегипетской литературы были вопросы управления. В ней перечислены конкретные функции соответствующих чиновников, которые подчинялись фараону. Экономические функции последнего рельефно выступают в "Поучении Гераклеопольського царя своему сыну Мерікару" (XXII в. до н. э.). Царь советовал сыну быть суровым и жестоким относительно подчиненных. "Опасный человек - это подстрекатель. Убей его... Если ты обнаружишь мещанина, и дела его известны, сообщи о них придворных, и они уничтожат его - он враг". "Тот, кто беден, - поучал царь сына, - он враг. Будь враждебный к бедняка... и карай согласно твоим законом".

Законы, как следует из этого поучения и других, были в Древнем Єгипті довольно жестокими. В то же время в поучении написано: "Произведения истину и ты будешь долго жить на земле. Сделай, чтобы замолчал плачущий, не подавляй вдовы, не прогоняй человека через имущество ее отца. Не вреди вельможам... Оберігайся наказывать несправедливо. Не убивай, не хорошо это для тебя. Карай ударами и заключением, и будет земля устроена благодаря тому".

Таких поучений можно приводить много. В них жестокие казни переплелись с побуждением к благородных поступков. Относительно "Наставления Гераклеопольського царя своему сыну Мерікару", то его ценность заключается, прежде всего, в четком определении функций всех категорий тогдашнего общества, которое по своей природе было рабовладельческое. Источником пополнения рабов были прежде всего победоносные войны, которые вели власти Древнего Египта.

Из жизнеописания начальника гребцов Яхмоса (XIV в. до н. есть.) можно узнать, что он "был всемеро награжден золотом перед всей страной, а также рабами и рабынями. Я был наделен, - писал Яхмос, - большим количеством земли". Эти вознаграждения Яхмос заслужил за проявления храбрости. Он приводит список рабов и рабынь из пленных, которые наряду с землей, золотом и т.п., были частью его богатства.

Конечно, чем более высокую должность занимал тот или иной чиновник, тем большим количеством золота, земли и рабов он владел. Государственные предписания Древнего Египта были на стороне частной собственности, чтобы "запретить захвата быков, ослов, свиней, коз и всякой животные". Если кто-нибудь был заподозрен в краже любого имущества, закон предусматривал нанесение ему 100 ударов; краденое имущество должно быть возвращено в пропорции 100 за 1. Применялись тогда и другие наказания за кражу чужой собственности, вплоть до смертной казни, посажения на кол.

Владение собственностью определяло товарно-денежные отношения. Купля-продажа осуществлялись часто теми благами, которые тогда особенно ценились. В "Завещании Рамзеса III" (1198-1166 гг. до н. есть.) перечисленные дары фараона храмам. В списке на первом месте указано изображения богов. Дары фараона составляли: люди, скот, земли, сады, лодки, города, золото, серебро, медь, свинец, олово, самоцветы, кедр, персея, ладан, пряжа, зерно, овощи, лен, водоплавающие птицы, камни, глина, алебастр, хлеб, ячмень, ткани, одежда, посуда, цветы, дома, пальмовые листья, финиковые волокна, жернова, кожа.

Конечно, этот перечень не исчерпывает всего многообразия благ, которые были объектом хозяйствования и товарно-денежных отношений, но он свидетельствует о достаточно высокий уровень разделения труда и развитость товарной экономики, что не могло не сказаться на экономической мысли древних египтян. Вчитываясь в писание египтян, следует заметить, что в Древнем Єгипті было немало экономических вопросов, которые за актуальностью не утратили своего значения и впоследствии. Речь идет, в частности, о хозяйственное управление, ранжирование функций руководящего чиновничества, значимость образования, на которой было сосредоточено внимание. В последующие исторические периоды эти проблемы приобретали конкретизации и соответствующего теоретического наполнения.



Назад