Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

2.2. Экономические воззрения народов Передней Азии


Плодородная долина двух рек - Тигра и Євфрату - была одним из древнейших очагов цивилизации. Государственные образования Передней Азии достигают VI-IV тыс. до н. э. Они не были устойчивыми, но документы хозяйственной действительности с тех времен являются ценными памятниками экономической мысли. Древний Шумер, Старовавілонське царство, Хеттские государство, другие образования Месопотамии оставили заметный след в экономической культуре.

Некоторое представление о экономические взгляды в древнем Шумере дают законы Ур-Намму (2112-2004 гг. до н. э.). В них отмечается, что жертвоприношения ежемесячно составляет 90 гур ячменя, 30 овец и 30 кг масла. "В то время, - записано в законе, - поля были обложены налогом песка, над торговым судоходством был поставлен начальник моряков, над пастухом был поставлен собиратель быков, собиратель овец, собиратель ослов".

Как и в Египетском Царстве, в Шумере законы всячески оберегали собственность на имущество, к которому принадлежали и рабы. Судебные акты свидетельствуют, что люди стремились вырваться из рабства, находили разные аргументы своего нерабського происхождения.

Особую ценность для характеристики экономических взглядов первой половины II тыс. до н. есть. имеют законы старовавілонського Царя Хаммурапи (1792-1750 гг. дон. э.). Известно, что всех законов было 282, но до нас дошло только 247. В них речь идет, прежде всего, о правдивое свидетельство. Если человек фальшиво свидетельствовала на человека, то за это должна нести большую казнь, в частности, смертная. Если судья вынес приговор за преступление, а потом отменил его, то должен был уплатить возмещение в дванадцятикратному размере и навсегда терял должность судьи. "Если человек украл имущество, то этот человек должен быть убита, а тот, кто принял из ее рук краденое, должен быть убит".

В таком духе сформулированы все законы, касающиеся имущества, торговли и т.д. Очевидно, на то время были очень распространены различные формы обмана, а собственность всячески защищалась. "Если человек совершил ограбление и была поймана, то этот человек должен быть убит", - таким жестоким был закон Хаммурапи. Если в доме возник пожар и ее сосед-гасильник "положил глаз на имущество домовладельца и взял добро домовладельца, то этот человек должен быть брошена в то огонь".

Интересными являются законы о арендные отношения того времени. Причем арендная плата могла составлять треть и даже половину урожая. Владелец поля и арендатор выступают субъектами аграрных отношений в соответствии с законом Хаммурапи. "Если человек открыла свой арык для орошения, но была небрежная и вода затопила ее соседей, то она должна вернуть потерю зерном". Если пастух выпас поле хозяина, то должен вернуть это зерном. Заплатить серебром имел тот, кто срубил дерево хозяина-собственника.

Законы Хаммурапи свидетельствуют о развитость экономических отношений и соответствующее экономическое мышление, в системе которого отражен широкий спектр процессов и явлений хозяйственной действительности. Эти законы направлены на сохранение частной собственности, рабоволодіння, укрепление основ существующего общественного строя. Много внимания в законах Хаммурапи отведено упорядоченности семейных отношений.

Можно согласиться с мнением, что законодательство Старовавілонського царства, в частности, законы Хаммурапи, имело большое влияние на экономическую мнению других стран Передней Азии (Хеттское общество, Ассирия). Постепенно экономические отношения и экономические представления усложнялись, о чем свидетельствуют, в частности середньоассирійські законы.

В период Нововавілонського царства (626-539 гг. до н. есть.) развивались товарно-денежные отношения, возникали "деловые дома", которые играли роль первых банков. Они принимали вклады и выдавали ссуду.

Против ростовщичества и высоких процентов направлен содержание памятников Ізраїльсько-иудейского царства. Об этом свидетельствуют "Тора" и "Библия, или Книги Священного писания Ветхого и Нового завета". В частности, заслуживают внимания Десять Божьих заповедей, среди них: не убивай, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не желай дома ближнего своего. В Библии есть отдельный раздел о рабов, которых разрешалось держать шесть лет. Если вора будет пойман на краже и били за это, то нет вины. "Вор должен заплатить, а если он ничего не имеет, то будет продан за свое воровство". Если кража будет найдена, то пусть вор возместит ее вдвое. "Если дашь деньги взаймы народу моему бедному, - написано в Библии, - что с тобой, то не будь ему как строгий заемщик, - не положишь на него роста".

Цитирование можно продолжить, они свидетельствуют о содержательную близость Библии в трактовке экономических явлений, в частности собственности, несправедливостей, рабского состояния, с тогдашними письменными памятниками Ближнего Востока.

Следовательно, экономическая мысль Передней Азии прошла длинный и содержательный путь. К ее достижений принадлежат разработки вопросам учета, организации и управления государственным хозяйством. Были изобретены различные формы государственного контроля за экономической деятельностью населения, ярко воплощены в законах по Ешнунни, Хаммурапи, Хеттском государства и Ассирии. Протест населения против долгового рабства и ростовщичества рельефно выражена в Ветхом завете Библии.



Назад