Электронная онлайн библиотека

 
 История экономической теории

2.3. Экономическое содержание староіранської "Авесты" и древнеиндийской "Артхашастри"


Изучение экономической мысли народов древнего мира возможно на основе отдельных самых ярких достопримечательностей, поскольку верования и представления некоторых племен были часто подобными. Именно это дает возможность ограничиться анализом "Авесты", чтобы понять экономическое мировоззрение северо-восточного Ирана и соседних народов середины i тыс. до н. э. "Авесты" состоят из трех главных "Книг" - Ясная, Яшта и Вендіду. "Понятное" - это молитва жертвоприношения, которая содержит 72 разделы, 17 из которых - "Пруди".

Основное содержание "Гат" направлен на выращивание и сохранения скота. "От древности существуют наставления о пастуший жизни, которых никто не должен нарушать", - записано в одной из "Гат". Далее утверждается, что "творец сотворил тебя для скотоводства... Сами небожители и среди них создатель скота озабочены тем, чтобы скот имела много мирного пастбища и достоин ее уход". И далее: "Скот требует хорошего хозяина. Сам пророк молится об отстранении от скота плохого хозяина".

Скот в представлении авторов "Авесты" находится на первом месте, под защитой небесных и божественных сил. Скот был даже наделена душой. "Душа скота обращается с просьбой к богам", - отмечено в одной из "Гат". Свободный дух и свободную жизнь обеспечивалось тем хозяевам, которые "держат на своей земле скот". Скотоводы - это общественная прослойка рядом с жрецами, воинами и ремесленниками.

"Яшти" считают более раннего происхождения, чем "Пруди", пророка Заратуштры. В них изложены мировоззрение зореастрійського направления. В гимне богу Митре высказанные взгляды на поведение главы семьи, рода и племени. Сам бог дарует благосостояние, пастбища, жизнь, хорошо существования, стада. Характерно, что везде говорится о скот и пастбища, но нигде - о земледелие.

Составляющей "Авесты" является "Вендідат" - памятка, в которой значительно полнее, чем в предыдущих, сформулированы экономическое мировоззрение иранцев. На вопрос к творцу "телесного мира", где на земле лучше, тот отвечает, что там, где "человек справедливый построил дом, обеспечен огнем, молоком, женой, детьми, добрыми стадами", где "достаточно накормлена скот, сытно накормлена собака, хорошо накормлена жена, хорошо накормлена ребенок...". Конечно, залогом благосостояния и хозяйственности здесь выступает скот, пастбище, но в то же время самое приятное то, что на земле в "наибольшей мере засевая, выращивают урожаи, травы, плодоносящие растения, где обводняют безводные места, где осушают место с изобилием воды".

Следовательно, здесь упоминается о земледелие, но, во-первых, цитируемая памятник относится к первой половины i тыс. до н. э., во-вторых, перевод не дает возможности точно определить характер земледельческих занятий. Несмотря на это, приходится признать, что в процитированном памятке крестьянский труд приобрела рельефного выражение. "Кто, засевая, производит хлеб, пусть производит праведность", - так сказано в одном из поучений "Вендідат". Некоторое смещение от глорификации скотоводства к земледелию можно считать одним из существенных признаков эволюции экономического мировоззрения населения Древнего Ирана.

Ценным источником древнеиндийской экономической мысли "Артхашастра" - памятник второй половины i тыс. до н. э. Слово "шастра" староіндійською языке означает "наука, научное предвидение"; "артха" - польза, выгода (в основном политическая). Термином "артхашастра" индейцы называли преимущественно произведения, посвященные государственному управлению, в частности, административно-хозяйственном.

Например, все преступления, где бы они не были совершены, подлежат наказанию. Казнь определяют три судьи. Это касается и соглашений между людьми, которые также считаются действительными. "Артхашастра" предусматривала соответствующие наказания за преступления, лжесвидетельство и т.д. Обвиняют в проведении карательных ак бедного "может принудить к труду".

Сложными в древней Индии были брачные отношения, о которых шла речь в "Артхашастрі". Брак "брахма" - это дарение девушки с украшениями. Брак "арша" - это, когда от молодого принимают пару коров. Брак "дайва" - по общему согласию. Брак "асура" - когда принимают выкуп. Брак "ракшаса" - молодую забирают силой. Брак "пайшача" - захват молодой спящей или опьяневшим и др.

Подробная регламентация брачно-семейных отношений была элементом экономического мировоззрения, направленным на формирование здоровых поколений. Древние индийцы заботились о продолжении рода, который является основой развития производительной силы - человека.

"Артхашастра" должным образом регулировала имущественные отношения. После смерти отца преимущество на владение его имуществом получали сыновья, внуки и правнуки, вплоть до четвертого поколения. "Имущество бездетного пусть берут родные братья или братья, которые живут вместе, а также незамужние сестры". Если не было потомков, то имущество переходило царю, доля предназначалась вдове и на погребение. Регламентированы отношения распределения наследства изложены в отдельном разделе "Артхашастри". Этими правилами должны руководствоваться судьи. При распределении имущества они должны были учитывать не только родственные связи, но и принадлежность к каст отдельных членов рода. Поэтому был раздел "Виды сыновей", то есть сыновья могли быть от жен, которые принадлежали к разным каст.

Значительный интерес представляет благоустройства поселений, заграждений, водных и других сооружений. "Желоб для проточной быстро сточной воды или стен водного потока пусть устраивает, отступив от стены соседнего дома 3 пады или 1,5 артні. Если есть договоренность, хозяева пусть устраивают как угодно и избегают неудобного". Эти отношения регулировал содержание раздела "Недвижимость и дом".

При покупке земельных участков имели преимущество родственники, соседи, кредиторы, а уже потом - все остальные. Поскольку во время покупки дома или участка, кустарника, оросительной сооружения, водохранилища возникает соперничество, то тот, кто предложил самую высокую цену, платит налог государству. "Спор о поле пусть решают соседи - старейшины деревни". Нарушение межевых знаков каралось штрафами. "При нанесении вреда чужому полю, виораному или засеянной, использовании водоема... пусть дадут цену в соответствии со шкодой". Достойно внимания то, что возведение новой оросительной сооружения освобождался от налога на пять лет.

Вообще налоговые, патентованные, арендные и другие экономические отношения отражены с должной конкретностью в "Артхашастрі", которая защищала право на имущество во всех его формах и видах. Штрафы, налоги, сборы и компенсации охраняли имущество, должны были способствовать эффективной хозяйке. Об этом, в частности, свидетельствует десятый раздел "Недвижимость, нанесение вреда пастбищу, полю, пути и несоблюдение соглашения".

В "Артхашастрі" подробно описаны долговые отношения. "За каждый месячный процент 11/4 господа из 100, торговый - 5 господин, для поставщиков товаров через лес - 10 господин, морем - 20 господин... Процент в зерне до половины заимствованной суммы в период урожая". За этим можно оценить уровень процентов за кредит в то время и развитость кредитных отношений, которые, кстати, были под надлежащим контролем, в частности, когда речь шла о возвращении долгов.

Под надлежащим контролем были и вклады. Ссуда, которая приносит прибыль, не пропадает; если не приносит процентов, то пропадает. Соответствующие правила поведения касались купцов, посредников в торговле и др. Экономические отношения базировались на определенных моральных принципах, несправедливые поступки подлежали наказанию.

Это касалось стимулирования труда как рабов, так и свободных. Стимулы были обусловлены стремлением работника быть вознагражденным, а раба - свободным. Если раб убежит от хозяина, то при возврате навсегда останется рабом. "Рожденного хозяином от рабыни пусть считают не рабом вместе с матерью. Если эта рабыня живет в доме, заботится о благе семьи, не будут рабами ее мама, брат и сестра".

В "Уставе о работников" определены обязанности и ответственность работников, в том числе и наемных. "С работника, если не выполнил работу, после того, как получил плату, - штраф 12 господин... Плата дается за выполненную, а не за невыполненную работу". В отдельной главе речь идет об отношениях владельцев и невласників имущества, товаров, ценностей. Если имущество утрачено, то его можно компенсировать в чужой стране. Нельзя забирать имущества в "ариев и имущества богов, брахманов, аскетов".

По тогдашним экономическими представлениями были определены соответствующие штрафы за ограбление "мелких предметов: цветов, плодов, корней кустов, вареной пищи, изделий из кожи, бамбука, глиняной посуды...; более ценных предметов: изделий из чугуна, дерева, шнурков, крупного и мелкого скота, тканей... изделий из меди, стали, латуни, стекла, слоновой кости... людей, полей, домов, денег, золота, изысканной одежды..!"

Этот перечень предметов, которые были объектом краж и соответствующих наказаний, свидетельствует о развитость экономики того времени. "Артхашастра" может быть подтверждением того, что экономическая мысль всегда была направлена на познание тайн хозяйствования. Рассмотрение этой достопримечательности можно завершить такими словами: "Ты и я заселімо пустыню... Кто из двух заселяет землю с указанным приметам, то имеет преимущество". И далее: "От людей зависит царство. Земля без людей подобна бесплодной коровы". Давно высказана эта мысль, но она и до сих пор не потеряла своего поучительного значение. Итак, староіранські "Авесты" и древнеиндийские "Артхашастри" - это ценные памятники экономической мысли древних жителей этих стран. В них содержатся рассуждения, что передались по наследству следующим поколениям.



Назад