Содержание лекционного курса | |
ВСТУПЛЕНИЕ | |
1. Понятие социальной педагогики и социальной работы | |
2. Принципы конвергенции социальной педагогики и социальной работы | |
3. Предмет, задачи, источники. Принципы построения курса. | |
ЛЕКЦИЯ 1. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ПОМОЩЬ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ | |
1. Архаический период в истории социальной работы | |
2. Подходы мировой науки к возникновению воспитание как общественного явления | |
3. Особенности социального воспитания на различных этапах первобытнообщинного строя | |
ЛЕКЦИЯ 2. ФИЛАНТРОПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ | |
1. Благотворительность в государствах Древнего Востока | |
2. Социальное воспитание и общественная опека в Древней Греции и Древнем Риме | |
3. Религиозные верования о моральных качеств и благотворительность | |
4. Зарождение элементов социальной педагогики в творчестве древнегреческих и древнеримских мыслителей. Освещение проблем социальной помощи | |
ЛЕКЦИЯ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ ОБЩЕСТВЕ | |
1. Христианская церковь как первый социальный институт | |
2. Становление и развитие конфессиональных теоретических подходов к проблемам помощи и поддержки. Педагогические идеи христианских теологов | |
ЛЕКЦИЯ 4. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В ДРЕВНЕЙШИХ СЛАВЯНСКИХ ОБЩИНАХ И КИЕВСКОЙ РУСИ | |
1. Формирование гуманистических традиций в древних славян | |
2. Формы социальной помощи | |
3. Основные тенденции благотворительности в Киевской Руси. Княжа поддержка и защита | |
4. Церковно-монастырские формы опеки | |
5. Теоретические аспекты социальной работы и их освещение в произведениях писателей княжеских времен | |
ЛЕКЦИЯ 5. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В УКРАИНЕ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ /вторая половина ХV-XVII вв./ | |
1. Особенности социальной работы в период Украинского Возрождения | |
2. Филантропические функции братств Украины и их продолжение в братских школах | |
3. Воспитание гуманизма и милосердия как одно из основных задач казацкой педагогики. Социальная помощь в Запорожской Сечи | |
4. Частная благотворительность в Украине. Создание первых высших учебных заведений Украины - Острожской и Киево-Могилянской Академии как результат филантропической деятельности выдающихся украинских меценатов | |
5. Педагогическая мысль эпохи Возрождения о воспитании добродетелей и призывы к милосердию | |
ЛЕКЦИЯ 6. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И в РОССИИ (с ХVI до середины ХVIII ст.) | |
1. Обоснование необходимости перехода к новой системе благотворительности | |
2. Социальная помощь в Западной Европе | |
3. Освещение проблем общественной гармонии и государственного воспитания в социально-педагогической творчества | |
4. Церковно-государственная благотворительность в России | |
ЛЕКЦИЯ 7. ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ОТДЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ ЗНАНИЙ. ХАРАКТЕРИСТИКА ВЕДУЩИХ КОНЦЕПЦИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ | |
1. Развитие ведущих направлений социально-педагогических исследований XVIII-XIX вв. | |
2. Создание Джоном Локком первой светской системы воспитания и концепции устранения бедности | |
3. Идея свободного и природовідповідного воспитания в творчестве Жан-Жака Руссо | |
4. Социально-педагогическая деятельность по созданию филантропических учебно-воспитательных заведений (філантропіни Базедова, “Новый институт” Оуэна, воспитательное общество дворянских девушек Бецького) | |
5. Характеристика социально-педагогических экспериментов И.Г. Песталоцци | |
6. Реализация Ф. Фребелем идей социализации ребенка в условиях детского сада | |
7. П. Наторп как основатель социальной педагогики. Исторические аспекты возникновения термина | |
ЛЕКЦИЯ 8. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В УКРАИНЕ В КОНЦЕ ХVIII - нач. XX ст. | |
1. Основные направления социально-педагогических исследований | |
2. Проблема счастья человека и гармоничного развития в творчестве Г.С. Сковороды. Освещение путей предотвращения бедности | |
3. Т.Г. Шевченко о социальное воспитание | |
4. Социально-педагогические идеи К.Д. Ушинского | |
5. М.И. Пирогов о необходимости связи школы с жизнью | |
6. Филантропическая деятельность В. Духновича, Х. Алчевской, М. Корфа | |
7. Социально-педагогические взгляды С. Русовой | |
ЛЕКЦИЯ 9. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ, РОССИИ И США (с конца ХVIII до нач. XX ст.) | |
1. Реформирование системы опеки в эпоху Просвещения и развития нового общественного устройства | |
2. Оформление научного этапа социальной работы в XIX ст. | |
3. Государственная благотворительность в России во второй половине XVIII - первой половине XIX ст. | |
ЛЕКЦИЯ 10. СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ В УКРАИНЕ В КН. XVIII - НАЧ. XX СТ. | |
1. Общественная опека на территориях подроссийской Украины | |
2. Социальная помощь в Галичине (на западноукраинских землях) | |
3. Частная благотворительность в Украине. Филантропическая деятельность Андрея Шептицкого | |
ЛЕКЦИЯ 11. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ПЕРИОД НАУЧНОЙ РЕВОЛЮЦИИ XX СТ. | |
1. Зарубежные педагоги-реформаторы нач. XX в. о гражданское воспитание и влияние среды на формирование личности | |
2. Воплощение Янушем Корчаку социально-педагогических идей в “Доме сирот” | |
3. Развитие социальной педагогики в России в первой четверти XX вв. | |
4. Социально-педагогические идеи А.С. Макаренко | |
5. В.А. Сухомлинский как социальный педагог | |
ЛЕКЦИЯ 12. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ В СОВЕТСКОЙ УКРАИНЕ | |
1. Анализ системы социального обеспечения в первое десятилетие после установления Советской власти в Украине | |
2. Завершение формирования украинской советской системы социальной защиты в 30-е годы | |
3. Социальная помощь в годы второй мировой войны и послевоенное время | |
ЛЕКЦИЯ 13. Актуальные проблемы социальной работы и социальной педагогики на современном этапе | |
1. Развитие социальной работы в независимом Украинском государстве. | |
2. Анализ предметной сферы социальной работы/социальной педагогики | |
3. Зарубежный опыт организации социальной и социально-педагогической работы | |
4. Профессиональная подготовка социальных работников / социальных педагогов в Украине | |