Будучи наделенной всеми признаками системы, что типологически роднит ее со всеми социальными системами, педагогическая технология имеет специфические сущностные признаки, которые выделяют ее как самодостаточный неповторимый феномен. В таких специфических сущностных признаков относятся:
- концептуальность (предусматривает опору технологии на конкретную научную концепцию или систему представлений);
- диагностическое определение целей и результативности (заключается в гарантированном достижении целей, эффективных результатов при оптимальных затрат для достижения определенного стандарта обучения);
- экономичность (выражает качество, которое обеспечивает резерв учебного времени, оптимизацию работы педагога и достижения запланированных результатов в кратчайшие сроки);
- алгоритмізованість, проектованість, целостность, управляемость (предусматривает легкое воспроизведения конкретной технологии будь-каким педагогом в любом образовательном учреждении). Каждый этап и прием работы должен оговариваться математически точно и предусматривать возможность замены другим. Управляемость связана с возможностью четкого определения цели, планирование, проектирование педагогического процесса, поэтапной диагностики;
- коригованість (возможность постоянного оперативного обратной связи, последовательно ориентированного на четко определенные цели). В этом плане признаки коригованості, диагностического определение цели и результативности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Система контроля и оценки развития должна обеспечивать ежедневную фиксацию динамики изменения состояния навыков, знаний, т.е. каждое действие педагога должна оговариваться точной диагностикой состояния объекта;
- визуализация (характерна для отдельных технологий, предусматривает использование аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а также конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и оригинальных наглядных пособий).
Не лишены смысла попытка выделить еще такие признаки педагогической технологии:
- декомпозиция педагогического процесса на взаимосвязанные этапы (чем лучше соответствовать есть описание этапа педагогической технологии реальном состояния определенного процесса, тем выше вероятность достижения успеха при ее разработке и реализации);
- координация и поэтапность действий, направленных на достижение запланированного результата (последовательность и порядок выполнения действий должны базироваться на внутренней логике процесса);
- однозначность выполнения предусмотренных процедур и операций (необходимое условие достижения адекватных поставленной цели результатов: чем более значительные отклонения в действиях субъекта от приписанных технологии параметров, тем более реальная и серьезная опасность деформировать весь процесс и получить результат, что не соответствует ожидаемому).
Любая педагогическая технология выражает определенный концептуальный подход к образованию, поэтому для сравнения технологий необходимо соблюдать универсальной методологии ее проектирования и экспертизы, пользуясь апробированной системой критериев оценки педагогических технологий обучения. Параметры этой системы дают возможность охарактеризовать конкретную педагогическую технологию на этапах ее проектирования, функционирования, оценка результатов.
К критериев оценивания педагогической технологии на этапе проектирования относятся:
- разделение процесса на этапы, действия, операции;
- алгоритмічність (способ и последовательность получения результата, определяется исходными данными);
- технологическая последовательность реализации этапов, выполнение действий, операций;
- управления.
Критерии оценивания педагогической технологии на этапе функционирования:
- содержание обучения;
- методы обучения;
- система дидактических средств;
- организация обучения.
Критерии эффективности результатов применения педагогической технологии:
- усвоение знаний (глубина, осознанность, системность, ценностно-смысловое отношение, действенность, прочность, самостоятельность и т.п.);
- развитие ценностных ориентаций;
- самореализация учителя и ученика;
- изменение отношений в педагогическом процессе;
- специфическое мышление (діалектичність, проблемность, аналитичность и т.п.).
По результатам экспертного оценивания педагогической технологии должны быть выяснены следующие вопросы:
1) присутствует ли в педагогической системе, которая подлежит экспертизе, технологический инвариант (неизменная за каких-либо преобразований величина);
2) обеспечивает ли педагогическая система, которая претендует на статус технологии, гарантированный положительный результат, адекватный задекларированным целям;
3) есть ли педагогическая технология актуальной, то есть ли способствует решению конкретных педагогических проблем и трудностей в практике обучения и воспитания.
Итак, современная педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного уровня обучения и воспитания, быть эффективной по результатам оптимальной относительно сроков внедрения, затрат сил и средств.
Важным также является моральный аспект технологизации образования. Речь идет о «педагогическую чистоту» (О. Пехота), моральный безопасность, валеологічну обоснованность и духовную экологичность известных и создаваемых педагогических технологий. Важно, чтобы в основу каждой из них были положены принципы гуманистического мировоззрения, предусматривающие формирование таких качеств личности, как осознание единства природы и человека, отказ от авторитарного стиля мышления и взаимодействия педагога и ученика, терпимость, склонность к компромиссу, уважительное отношение к мнению другого, других культур, моральных и духовных ценностей и т.п.