|
||
Технологии работы организационных психологов1.2. Роль менеджеров в обеспечении эффективного управления организациямиАнализ структуры организации показывает, что в ней существуют следующие основные элементы: мста, структура, люди, процессы и средства взаимодействия. Ведущую роль среди процессов и средств взаимодействия в организации играет управления. Основываясь па определении Л.И. Євенко и несколько уточняя его, можно утверждать, что в отношении деятельности организаций срок управления (с апгл. варианте -management) используется в трех основных значениях. По-псрш'е, как функция, как специальный вид деятельности в организациях. Во-вторых, как определенная категория людей, социальная прослойка тех, кто осуществляет работу по управлению. В-третьих, как специальная отрасль знаний, которая помогает осуществлять эту деятельность. Проанализируем подробнее каждое из названных значений. В научных работах ведущих зарубежных и отечественных специалистов по теории управления четко определено содержание управления как специального вида деятельности в организациях. Так, М.Х. Мескон М. Альберт, Ф. Хедоурі толкуют управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь конкретных целей организации. Г. Дафт говорит о том, что управление (менеджмент) - это эффективное и продуктивное достижения целей путем планирования, организации, лидерства (руководства) и контроля над организационными ресурсами. Несмотря на некоторые различия в перечня управленческих функций, которые называют авторы, можно найти несколько общих характеристик в виіцснаведениХ определениях управления: а) управление осуществляется в организациях; б) управление направлено на эффективное и производительное достижения целей организации. Следовательно, управление можно растолковать как специальный вид деятельности в организациях, который непосредственно несет ответственность за достижение поставленных перед ними целей путем эффективного и продуктивного использования ресурсов. Для того чтобы управление стало реальностью, в организации должна быть определенная категория людей, которые осуществляют работу с управления - руководителей (менеджеров). В западной практике менеджер - это субъект управления в организации, профессиональный руководитель, который осознает, что ресниц представитель особой профессии, а не просто инженер или экономист, который занимается управлением. В Украине же специальная подготовка профессиональных менеджеров только началась, поэтому нужно с определенной осторожностью приравнивать понятие «руководитель организации» и «менеджер организации», хотя реально они выполняют одну и ту же управленческую функцию. Подготовка профессиональных менеджеров является одной из существенных условий реформирования нашего общества и вхождение его в международное пространство. Анализ особенностей работы менеджеров показывает, что к ним через сложность управленческой деятельности предъявляется много требований. Интересным в западной теории менеджмента является подход, согласно которому выделяют три основные группы навыков менеджера: • концептуальные; • человеческие; • технические. Концептуальные навыки - это когнитивные (познавательные) способности менеджера воспринимать организацию как единое целое и в то же время четко выделять взаимосвязи, которые существуют между ЕЕ частями. Сюда относятся мышления менеджера, его умение обрабатывать информацию, способность к планированию, определению перспектив деятельности организации. Человеческие навыки - это способность менеджера работы с людьми и с помощью людей, а также умение эффективно взаимодействовать, будучи членом команды. Эти павички проявляются в том, как менеджер относится к сотрудникам, как ресниц их мотивирует, способствует их деятельности и координирует ее, как подает пример, общается и разрешает конфликты. Технические навыки - это специальные знания и умения, необходимые для выполнения рабочих задач, т.е. навыки использования методов, технологий и оборудования, необходимых для выполнения конкретных функций. Владение менеджером техническими навыками предусматривает наличие профессиональных знаний, аналитических способностей и умения правильно использовать инструментальные и другие средства для решения проблем в конкретной отрасли. Установлено, что по мере продвижения менеджеров по ступеням иерархии в организации потребность в технических навыках снижается, а значение человеческих и концептуальных навыков растет. Относительно менеджмента как науки, и, в частности, его психологических аспектов, следует отметить, что на сегодня достаточно фундаментально разработаны йога основные теоретические понятия 12; 6; 8; 9; 11; 12; 13; 14; 18; 25; 26; 27; 29; 31; 32]. Вместе с тем технологический подход, охарактеризован в отдельных публикациях, представлен недостаточно. Настоящее учебное пособие является одним из первых по решению этой проблемы (подготовлен с учетом особенностей деятельности отечественных организаций). Назад |
||