|
||||||||||||||||||||||||||||||
Технологии работы организационных психологов7.1. Содержание, структура и виды социально-психологического климата в организации (информационно-смысловой компонент технологии)Важным направлением деятельности организационных психологов является их участие в формировании благоприятного социально-психологического климата. Анализ феномена социально-психологического климата предусматривает рассмотрение следующих основных вопросов: • сущность социально-психологического климата и его соотношение с организационным климатом; • влияние социально-психологического климата на эффективность деятельности и поведение менеджеров и персонала в организации; • структура социально-психологического климата и факторы, влияющие на его формирование; • виды социально-психологического климата, характеристика благоприятного социально-психологического климата. О сущности социально-психологического климата, то его можно определить как доминирующий в конкретном коллективе (группе) в отношении устойчивого психического настроя, который формируется на основе психического отражения условий жизни и деятельности в міжособистісній взаимодействия членов коллектива (группы). Следует отметить, что наряду с понятием «социально-психологический климат», анализируя деятельность организации, используется также понятие «организационный климат». Поддерживая точку зрения авторов, которые недавно начали исследовать эту проблему, можно считать, что социально-психологический климат стоит рассматривать как феномен, присущий небольшой группе, а организационный климат целесообразно определять как феномен, который образуется в больших социальных группах (организациях), ведь здесь мы имеем дело с другими психологическими реальностями, когда качество «непосредственность» отношений переходит в качество «сложного опосредования» этих отношений. То есть в организации, которая имеет подразделения, организационный климат - это качественное новое интегративное социально-психологическое образование. Однако отметим, что далее речь пойдет именно о социально-психологический климат, поскольку изучение содержания и особенностей организационного климата является самостоятельным, еще недостаточно развязанной научным и прикладным задачам. Анализируя влияние социально-психологического климата на эффективность деятельности и поведение менеджеров и персонала в организации, стоит заметить, что все исследователи, которые изучали эту проблему, отмечают важную роль такого климата в обеспечении эффективной деятельности организации, в процессе управления ею, а также в жизнедеятельности каждой личности. Так, утверждается, что социально-психологический климат является «одним из решающих фактории! успешной деятельности человека во всех сферах жизни общества», в частности, в контексте реализации функции обратной связи. Отмечается, что от социально-психологического климата зависит степень присоединился каждого индивида в деятельность, характер ее направленности, эффективность. Социально-психологический климат также рассматривают как такой феномен, отражающий уровень комфортности существования в совместной деятельности, в групповом взаимодействии. «Если комфортность связана с индивидуальной оценкой условий существования в группе, то сами условия рассматриваются как групповой «климат», как особое состояние социально-психологических условий, сложившихся в группе». Отметим, что в этом довольно абстрактном общем суждении важным является утверждение о рефлексивный характер опосредования социально-психологических условий, которые порождаются совместной деятельностью, меж личностным взаимодействием. Осознание личностью комфортности существования в конкретной группе, коллективе связано с явлением социальной фасилитации и ингибированию, когда присутствие других людей в первом случае способствует улучшению деятельности личности, а во втором - негативно влияет на поведение и деятельность индивида. По мнению авторов, фасилитация и ингибиция являются теми несознательными компонентами, входящими в социально-психологического климата. Необходимо отметить, что социально-психологический климат влияет не только па эффективность деятельности, поведение, но и на психологическое здоровье личности. Это слишком важно для менеджера любой организации, например, районного отдела образования, поскольку там социально-психологический климат опосредованно, через соответствующее психологическое состояние ее представителей (заведующего, инспектора), влияет на социально-психологический климат подведомственных медколективів, а через них - на ребенка, ее психическое здоровье. Так, в частности, отмечается, что «психологический климат в учительской комнате и в классе - важнейшее условие психического здоровья детей и взрослых». Социально-психологический климат также является важным фактором, который влияет на все составляющие управленческой деятельности: выработки и принятия управленческих решений, организацию их выполнения, учет и контроль. Так, анализируя проблему управленческих решений, некоторые из авторов рассматривает социально-психологический климат как фактор осуществления этого решения. Однако необходимо отметить, что социально-психологический климат влияет и на выработку самого решения прямо (когда оно разрабатывается коллегиально) или опосредованно. На этапе организации деятельности социально-психологический климат имеет значение в следующих основных аспектах: а) корекційно-регулирующем компоненте, когда руководитель доказывает цель и задачи коллектива и каждого исполнителя; б) коммуникативном компоненте, для налаживания благоприятных с точки зрения цели управления межличностных отношений и общения; в) мотивационном компоненте, когда наличие или отсутствие благоприятного социально-психологического климата может быть источником положительной мотивации к профессиональной деятельности или ее снижения или отсутствия. Социально-психологический климат является также существенным фактором контролирующей и сравнительно-оценочной деятельности менеджера, где выступает как источник социального контроля, социальных санкций, отображение общественного мнения коллектива и др. В целом можно сказать, что социально-психологический климат - это часть социально-психологического пространства организации, .психологічне поле (К. Левин), па котором разворачивается деятельность каждого участника процесса труда, «плацдарм жизнедеятельности личности». Что касается структуры социально-психологического климата и факторов, которые влияют на его становления, то па примере деятельности образовательной организации (рис. 7.1) можно сказать, что основными ее компонентами являются такие составляющие, которые отражают уровень удовлетворенности педагогических работников: • содержанием труда; • условиями труда и быта; • меж личностным взаимодействием внутри коллектива; • меж личностным взаимодействием вне коллективом; • меж личностным взаимодействием с учащимися; • стилем руководства л личностью руководителя, отношениями руководителя и подчиненными. Рис. 7.1. Основные составляющие социально-психологического климата образовательной организации и факторы, влияющие на него
К основных факторов, которые могут влиять на становление каждого из составляющих компонентов климата, можно отнести следующие: • содержание и психологические особенности труда; • состояние материальной базы; • личный состав коллектива, межличностные отношения; • социально-психологические особенности людей, групп; • межличностные отношения с учениками; • личность руководителя, стиль руководства, его взаимоотношения с подчиненными. Психологический климат, который наблюдается в различных коллективах, может отличаться по своим содержанием и направленностью. А следовательно, принято выделять три основных вида психологического климата: с положительной, отрицательной и нейтральной направленностью. Климат с позитивной направленностью называют благоприятным, или здоровым. Климат с отрицательной направленностью имеет название неблагоприятного, или нездорового. Климат, направленность которого четко не определена, является нейтральным. К существенных характеристик благоприятного, или здорового, социально-психологического климата, как в определенной степени «идеального», на формирование которого должно ориентироваться любая организация, относятся следующие (табл. 7.1): Таблица 7.1. Модель благоприятного (здорового) социально-психологического климата
Содержание и особенности социально-психологического климата можно диагностировать с помощью специальных диагностических методов и методик, о которых речь пойдет в следующем подразделе. Назад |
||||||||||||||||||||||||||||||