Нормы гражданского права регулируют наиболее типичные и характерные для определенного этапа общественного развития имущественные и неимущественные отношения. Но даже самая совершенная система права не может охватить все разнообразие общественных отношений, требующих правового регулирования.
Так, непосредственно в ЦК Украины отсутствует правовая регламентация многих вопросов, которые возникают на практике в связи с медицинским обслуживанием, внутренними перевозками пассажиров местным транспортом, функционированием общественного питания и другими видами повседневного обслуживания.
Законодатель в ГК Украины прямо указывает, что гражданские права и обязанности могут возникать из действий граждан и организаций, которые хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Изменения в политической жизни и недостатки законодательной техники также способствуют тому, что отдельные общественные отношения остаются вне правового регулирования.
Под пробелом в праве конечно понимают случай, когда определенные общественные отношения требуют правового регулирования, но оно не предусмотрено конкретным законом, правовой нормой.
Средством устранения пробелов является правотворчество - принятие новых норм или редактирования устаревших. Но суды не могут ждать, пока пробел в праве устранит законодатель, и не предоставлять защиты интересам граждан и организаций, ссылаясь на отсутствие нормативной базы. Выход заключается в том, что суду предоставляется право рассматривать такие дела с помощью аналогии.
Аналогия закона и аналогия права как средства устранения пробелов в законодательстве предусмотрены ст. 8 ГК и ч. 7 ст. 8 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) Украины. В случае отсутствия закона, регулирующего спорные отношения, суд применяет закон, регулирующий сходные отношения, а при отсутствии такого суд исходит из общих начал и смысла законодательства Украины.
Первый вид аналогии (за отсутствия закона, регулирующего спорные отношения) имеет название «аналогия закона», второй (при отсутствии закона, регулирующего спорные отношения, и закона, который регулирует подобные спорных отношения) - «аналогия права».
Аналогия закона имеет место, если:
1) отношения, по поводу которых возник спор, по своему характеру требуют гражданско-правового регулирования;
2) эти отношения не регулируются будь-какими конкретными нормами права;
3) разрешения возникшего спора, не возможно, основываясь на принципах и содержании законодательства;
4) есть закон, регулирующий сходные отношения и который может быть применен по аналогии.
Решая дело путем использования аналогии закона, суд должен не только ссылаться на конкретную норму закона, но и обосновывать, почему он считает возможным ее применение.
В определенных случаях законодатель с целью «нормативной экономии» сам указывает на необходимость применения аналогичного закона. Так, в ст. 713 ГК предусмотрено, что к договору контрактации применяются общие положения о купле-продаже и положения о договоре поставки, если иное не установлено договором или законом. В соответствии со ст. 716 ГК к договору мены применяются общие положения о договоре поставки, договор контрактации или другие договорах, элементы которых содержатся в договоре мены, если это не противоречит существу обязательства.
Встречаются и более существенные пробелы в законе. В нем иногда отсутствуют не только прямые нормы, но и аналогичные. Такие пробелы заполняются с помощью аналогии права. В таком случае суд принимает решение, исходя из общих принципов гражданского законодательства. При использовании аналогии права необходимо указывать, какими принципами и смыслу гражданского законодательства суд руководствовался, поскольку без такого детального аргументации решения суда считается необоснованным.