|
||||||||||||||||||||||||||
Международные экономические отношения1.6.2. Особенности международной торговли услугамиУслуги - товар специфічний. их особенность как товара заключается в: - невидимости; - неразрывности процесса производства и реализации; - разрыве во времени между факту купли-продажи и фактом ее потребления; - как правило, невозможности накопления, хранения и транспортировки; - невідчутності на ощупь; - высокой степени индивидуализации в зависимости от требований потребителя; - территориальной разрозненности их производителя и потребителя; - получении мультипликационного эффекта. В связи с этим, международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет такие особенности: - торговля преимущественно осуществляется на прямых контактах между производителями услуг и их потребителями; - ее регулирование осуществляется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства; - большая зависимость объема услуг и их стоимости от сложности и наукомісткості товаров; - значительно большая защищенность государством производства и реализации услуг, чем сферы материального производства и торговли; - услуги, поступающие в личное потребление (туризм, образование, культура и т.п.), не могут быть задействованы в хозяйственном обороте. Специфичность услуг как товара и общие особенности торговли услугами обусловливают особенности торговли отдельными услугами. Сделки купли-продажи услуг туризма осуществляются на туристическом рынке. Причем сделка может быть составлена без прямого привлечения продавца и покупателя услуги туризма, а с помощью телефонного звонка, телеграммы, факса и т.д. То есть туристический рынок не ограничен специфическим местом или географической зоной. На туристическом рынке встречается спрос услуг туризма со стороны туристов и предложение на услуги туризма со стороны туристической фирмы. Необходимыми составляющими предложения на рынке услуг туризма являются: наличие производителей услуг - туристических фирм, которые работают для удовлетворения потребностей туристов и получают прибыль; развитая туристическая индустрия - гостиницы и другие места размещения туристов, средства транспорта, объекты общественного питания, организации экскурсионных услуг и турагентской деятельности и т.п.; туристические ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, а также другие объекты, которые могут заинтересовать туристов. В таблице 1.6.1 приведены факторы роста привлекательности для туристов отдельных регионов мира, опубликованные Комиссией ЕС. Таблица 1.6.1. Факторы роста привлекательности для туристов отдельных регионов мира
В организации и реализации туристических услуг принимают участие туроператоры и турагенты. Туроператор - это фирма (организация) или индивидуальный предприниматель, которые разрабатывают туристические маршруты, обеспечивают их функционирование, организуют рекламу, устанавливают цены на туры турагентам для выпуска путевок и их реализацию. Турагент - это фирма или индивидуальный предприниматель, которые покупают туры (комплекс услуг по размещению, перевозке, экскурсионные услуги, питание туристов и т.д.) по туристическим маршрутам, разработанным туроператором, выпускают путевки и реализуют их. Туристическая путевка является документом, который подтверждает факт передачи туристу туристического продукта (право на тур). Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в тур и подтверждающий факт их оказания, является ваучер. Услуги, не указанные в ваучере, оплачиваются туристом отдельно (как правило, наличными). Реализация туристического продукта осуществляется по составленной в письменной форме соглашением. Международная торговля инжиниринговыми услугами базируется на контракте между заказчиком и зарубежной инжиниринговой фирмой. Контракт содержит ряд специфических обязательств и условий, среди которых: перечень обязательств и работ со сроками их выполнения; сроки и графики выполнения работ; численность персонала инжиниринговой фирмы для выполнения работы на месте и условия его проживания; особые условия и степень ответственности сторон за нарушение обязательств; условия перевода доли работ по контракту на субподряд; оплата обучения персонала. Покупка и продажа международных транспортных услуг осуществляется на международных транспортных рынках. Условия предоставления транспортных услуг и их стоимость определяет перевозчик или определяются на переговорах. Транспортные расходы охватывают все расходы на перевозку груза (товара) от продавца к покупателю и содержат стоимость фрахта, страхования, загрузка и разгрузка, упаковка и распаковка, другие сопутствующие расходы. Отношения продавцов и покупателей с перевозчиком регламентируются заключенными между ними соглашениями, условия которых зависят прежде всего от вида транспорта. Договор на перевозку грузов морскими чартерными (трамповими) рейсами заключаются в виде чартера, а на перевозки морскими линейными рейсами - в виде коносамента. Договоры на перевозки самолетами, железнодорожным и автомобильным транспортом оформляются соответствующими накладными на перевозки. Назад |
||||||||||||||||||||||||||