Рынок муниципальных инвестиций Украины значительно оживился в период 2003-2006 гг. Так, в 2003 г. внутренние облигации местного займа разместили: Киев (100 млн. грн.) и Южное (1,2 млн. грн.), кроме того, Киевской администрацией были осуществлены внешние заимствования в виде еврооблигаций на сумму 150 млн. долл. США с доходностью 8,75% годовых. Обзор основных параметров облигаций местных займов, находящихся в обращении приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1.
Облигации городов Украины, которые находятся в обращении [20, с. 38]
Город |
Объем эмиссии |
Вид долговых обязательств |
Ставка купона |
Дата начала размещения |
Дата окончания размещения |
Дата погашения |
Донецк, 1-А |
20 млн. грн. |
Облигации |
14% |
16.08.04 |
31.12.04 |
15.08.07 |
Донецк, 1-В |
45 млн. грн. |
Облигации |
11,75% |
11.07.05 |
24.07.05 |
11.07.10 |
Запорожье, 1-D |
20 млн. грн. |
Облигации |
11,50% |
12.07.05 |
12.07.05 |
07.07.09 |
Запорожье 1-А |
25 млн. грн. |
Облигации |
15,35% |
01.07.04 |
30.07.04 |
28.12.06 |
Запорожье 1-В |
25 млн. грн. |
Облигации |
10,50% |
12.07.05 |
12.07.05 |
10.07.07 |
Запорожье 1-Е |
10 млн. грн. |
Облигации |
12% |
12.07.05 |
12.07.05 |
06.07.10 |
Запорожье 1-С |
20 млн. грн. |
Облигации |
11% |
12.07.05 |
12.07.05 |
08.07.08 |
Харьков, 1-А |
100 млн. грн. |
Облигации |
10,75% |
30.06.05 |
30.07.05 |
26.06.08 |
Киев, ‘08 |
150 млн. долл. |
Еврооблигации |
8,75% |
29.07.03 |
Нет данных |
08.08.08 |
Киев, 11 ‘ |
200 млн. грн. |
Еврооблигации |
8,625% |
15.07.04 |
15.07.04 |
15.07.11 |
Киев, 1-А |
150 млн. грн. |
Облигации |
14% |
25.11.03 |
31.12.03 |
25.11.08 |
Основным источником пополнения доходной части местных бюджетов для дальнейшего погашения облигаций местного займа остается продаже объектов коммунальной собственности. Если рассматривать бюджетные возможности отдельных городов с точки зрения финансовой состоятельности, выводы в отдельных случаях являются неутешительными (табл. 5.2).
Таблица 5.2.
Сравнение источников и объемов планового погашения местных облигаций городов Украины, млн. грн.
[20, с.38]
Город |
Сумма основных доходов бюджета развития |
Плановое погашение основной суммы долга |
|||||
2004 факт |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
|
Донецк |
25,3 |
20 |
45 |
||||
Запорожье |
21,0 |
25 |
25 |
20 |
20 |
10 |
|
Харьков |
61,7 |
100 |
|||||
Киев |
632,2 |
900 |
1000 |
Итак, на фоне достаточной обоснованности выплат из планового погашения основной суммы долга в городах Донецке, Харькове, Киеве, позиция Запорожье является значительно более уязвимой и требует привлечения значительных дополнительных поступлений в бюджет развития.
В Украине использовались три модели включения посредника к эмиссионного механизма [18, с. 67]:
- модель самостоятельного эмитирование, которая основывается на создании управлений по обслуживанию эмиссии займа, как, например, во Львове, или местной комиссии по ценным бумагам, как в Киеве;
- модель участия в эмиссии - предусматривает использование генерального агента; модель реализована в Харькове и Запорожье;
- модель делегированной эмиссии - представляет всю работу эмитента, а эмиссии и многочисленные функции профессионалов фондового рынка с обращения облигаций и контролем за ним передаются инвестиционной компании; реализована в Донецке и Мариуполе.
Использование инструментария местного займа, безусловно, добавляет напряженности местным бюджетам, поскольку предусматривает возмездность полученного займа. Наиболее приемлемыми с экономической точки зрения направлениям использования привлеченных ресурсов является перспективные инвестиционные проекты, способные дать существенный мультипликационный эффект и обеспечить в будущих периодах расширение производственных мощностей, создание новых качественных рабочих мест, рост доходов домохозяйств, увеличение бюджетных поступлений всех уровней, в частности, местных бюджетов.
Лучший опыт [24]
Проблемой реализации любой инвестиционной программы является наличие достаточного для этого объема ресурсов. Хорошо осознав свою ключевую роль в обеспечении условий для инвестирования в местную экономику, ОМС Вознесенская использовал свое законодательное право быть гарантом субъектов хозяйствования, которые получают кредиты для реализации региональных инвестиционных программ. Поэтому было разработано и утверждено Положение о порядке предоставления гарантий Вознесенского городского совета (муниципальных гарантий) для обеспечения обязательств юридических лиц, которые расположены в городе Вознесенске, по их погашению. Также был определен перечень коммунальной собственности, что планируется как залог, на общую сумму более 52 млн. грн.
После этого в 2002 г. в рамках программы „Инвестиционный менеджмент в местном самоуправлении и разработка бизнес-планов” городской командой было разработано 8 инвестиционных бизнес-планов на общую сумму 3,8 млн. долл. США за которыми предусматривалось финансирование согласно действующего Положения.
Для урегулирования местных заимствований с целью минимизации возможности неэффективного использования заимствованных средств необходимо осуществить ряд мероприятий как на общегосударственном уровне, так и на местном. Так, предлагается [20, с. 40]:
- усилить государственный контроль над осуществлением местных заимствований через обеспечения ответственного планирования расходов, финансируемых займам;
- ввести обязательное сопровождение местных займов детализированными программами использования заимствованных средств и планами погашения долгов;
- осуществлять широкое информирование общества об условиях и цели заимствования.
Таким образом, местные заимствования в Украине является достаточно перспективным инструментом финансирования местного экономического развития, хотя их осуществление требует усовершенствования организационных принципов.
Выводы
Муниципальное (коммунальное) кредит - это система отношений между двумя юридическими лицами с возвратной, платной и срочной передачи финансовых ресурсов, одна из которых - орган местного самоуправления.
Коммунальный кредит имеет следующие основные формы: облигационные займы; безоблігаційні займа; коммунальный банковский кредит; коммерческий коммунальный банковский кредит; коммунальный кредит государственных банков; взаимный коммунальный кредит.
В Украине распространены такие формы муниципального кредита: кредит в форме коммунальных облигационных займов и коммерческий банковский коммунальный кредит. Города, которые имеют опыт эмиссии муниципальных облигаций - Донецк, Запорожье, Киев, Львов, Харьков, Одесса, Мариуполь и т.д.
Наиболее приемлемыми с экономической точки зрения направлениям использования привлеченных ресурсов является перспективные инвестиционные проекты, способные дать существенный мультипликационный эффект и обеспечить в будущих периодах расширение производственных мощностей, создание новых качественных рабочих мест, рост доходов домохозяйств, увеличение бюджетных поступлений всех уровней, в частности, местных бюджетов.
Среди причин относительно низкой распространенности муниципальных заимствований в Украине - высокие риски их осуществления. Наиболее распространенными являются риски неплатежа, макроэкономические и правовые.