В течение 2004 года в экономику страны направлено 89,3 млрд. грн. капитальных инвестиций, из которых 85% составили инвестиции в основной капитал, а еще 10% - расходы на капитальный ремонт. В 2003 году капитальные вложения составили 51 млрд., а в 2002 году - 37 млрд. грн. В то же время удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций в течение последних четырех лет составляла в среднем 12%. То есть на каждых неполных 9 грн. внутренних инвестиций нерезидентами укладывалась всего 1 грн. [4, с. 14].
В Украине наблюдается неблагоприятная тенденция в восприятии представителями властных структур иностранных инвестиций в экономическое развитие, в частности, на региональном и местном уровне. Завышаются ожидания относительно целесообразности и эффективности использования иностранных инвестиций, в то время как цифры свидетельствуют об обратном. Прежде чем определять приоритеты источников инвестирования в местном экономическом развитии, необходимо осознать наличие принципиальных отличий мотивации иностранных и внутренних инвесторов.
Экономическая активность иностранных инвесторов в Украине незначительна. Свидетельством этого является динамика прямых иностранных инвестиций за последние одиннадцать лет (табл. 6.1 [12]).
Таблица 6.1.
Прямые инвестиции
период |
Прямые иностранные инвестиции в Украину |
Прямые инвестиции из Украины |
01.01.1995 |
483,5 |
20,3 |
01.01.1996 |
896,9 |
84,1 |
01.01.1997 |
1438,2 |
97,4 |
01.01.1998 |
2063,6 |
127,5 |
01.01.1999 |
2810,7 |
97,5 |
01.01.2000 |
3281,8 |
98,5 |
01.01.2001 |
3875,0 |
170,3 |
01.01.2002 |
4555,3 |
155,7 |
01.01.2003 |
5471,8 |
144,3 |
01.01.2004 |
6794,4 |
166,0 |
01.01.2005 |
9047,0 |
198,6 |
01.01.2006 |
16375,2 |
218,2 |
Данные приведены нарастающим итогом с начала инвестирования.
Территориальная дифференциация привлечения прямых иностранных инвестиций в Украину является довольно значительной, что обусловлено многочисленными объективными и субъективными факторами. Региональное распределение иностранных прямых иностранных инвестиций отражен в табл. 6.2.
Таблица 6.2.
Прямые иностранные инвестиции в регионы Украины [12]
на 01.01.2006 г.
Регион |
Количество предприятий |
Всего, тыс. долл. США |
% к итогу |
Украина |
11900 |
16685317,02 |
100,0 |
АР Крым |
265 |
460367,04 |
2,8 |
Винницкая |
150 |
77751,71 |
0,5 |
Волынская |
143 |
111769,76 |
0,7 |
Днепропетровская |
741 |
1740843,70 |
10,4 |
Донецкая |
356 |
585419,24 |
3,5 |
Житомирская |
233 |
90030,70 |
0,5 |
Закарпатская |
707 |
261287,28 |
1,6 |
Запорожская |
285 |
558659,46 |
3,3 |
Ивано-Франковская |
340 |
136907,66 |
0,8 |
Киевская |
492 |
630582,21 |
3,8 |
Кировоградская |
71 |
50650,08 |
0,3 |
Луганская |
121 |
268737,42 |
1,6 |
Львовская |
1110 |
381144,07 |
2,3 |
Николаевская |
149 |
83451,74 |
0,5 |
Одесская |
713 |
596926,63 |
3,6 |
Полтавская |
220 |
279049,09 |
1,7 |
Ровенская |
125 |
76934,39 |
0,4 |
Сумская |
128 |
165450,04 |
1,0 |
Тернопольская |
116 |
39119,85 |
0,2 |
Харьковская |
497 |
482094,70 |
2,9 |
Херсонская |
121 |
89756,58 |
0,5 |
Хмельницкая |
103 |
77268,48 |
0,4 |
Черкасская |
221 |
99129,40 |
0,6 |
Черновицкая |
184 |
28075,80 |
0,2 |
Черниговская |
60 |
94298,44 |
0,6 |
м. Киев |
4178 |
3860693,33 |
23,1 |
м. Севастополь |
71 |
92737,27 |
0,6 |
Нераспределенные по регионам объемы |
– |
5266180,95 |
31,6 |
Из общей численности регионов Украины 14 имеют объем прямых иностранных инвестиций, меньше 1%. Это Винницкая, Волынская, Житомирская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Сумская, Тернопольская, Херсонская, Хмельницкая, Черкасская, Черновицкая, Черниговская области и г. Севастополь. Долю от 1 до 5% общего объема ПИИ имеют АР Крым, Донецкая, Житомирская, Запорожская, Киевская, Луганская, Львовская, Одесская, Полтавская, Харьковская области. Самые высокие объемы ПИИ - в Днепропетровской области - 10,1% (за счет продажи “Криворожстали”) и в столице - 24,2%.
В числе иностранных инвесторов, которые уже приняли решение и активно инвестируют в Украину, - крупные компании, транснациональные корпорации, которые ищут на рынках развивающихся стран, “особые условия” инвестиционной деятельности. Речь идет о лоббировании собственных экономических интересов на высших властных уровнях, в том числе и за счет недобросовестной конкуренции.
Скандальный характер имеет история отношений нашей страны с мощным норвежским инвестором, компанией Telenor, которая является акционером ЗАО “Киевстар”, крупнейшего в Украине оператора мобильной связи. В предыдущие годы компания имела значительные преференции для своего бизнеса. Так, устав “Киевстара” содержал ряд положений, которые не согласуются с украинским законодательством и является по меньшей мере непонятными. В частности, предлагать кандидатуру руководителя компании имел право только один акционер - Telenor, тогда как члены совета директоров должны были поддержать кандидатуру. Попытки украинской стороны в судебном порядке добиться изменений устава натолкнулись на сопротивление: в частности, компания рассылала открытые письма до всех ветвей власти, в которых заявляла, что в случае судебного решения не в ее пользу это негативно отразится на инвестиционном климате страны”. Отдельные государственные чиновники заняли сторону норвежской компании и выразили надежду на положительное для компании судебное решение. Принятое судом решение о насущную необходимость изменения устава тоже пока не выполняется [6].
Подобные примеры наглядно отражают положение вещей, при котором такой желаемый иностранный инвестор, работая на украинском рынке, руководствуется собственными правилами. К сожалению, подобные ситуации не единичны, и такое положение дел требует как на общегосударственном, так и на местном уровнях осознания необходимости политической воли и профессионализма в установлении и реализации взаимовыгодных условий сотрудничества.
Выводы
Иностранные инвестиции - это ценности, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли или достижения социального эффекта.
Предприятие с иностранными инвестициями - это предприятие (организация) любой организационно-правовой формы, созданное в соответствии с законодательством Украины, иностранная инвестиция в уставном фонде которого (при его наличии) составляет не менее 10%.
Иностранные инвестиции осуществляются в форме прямых и портфельных инвестиций. Основными формами прямых иностранных инвестиций есть основания предприятия или его структурного подразделения; приобретение акций предприятия; реинвестирование прибыли предприятия с иностранными инвестициями в стране-получатели; міжкорпораційне перевода капитала.
Основу мотивации иностранного инвестора на размещение капитала за рубежом составляют: сравнительно низкие затраты (стоимость рабочей силы, особенности налоговой системы, субсидирование, качество инфраструктуры, в том числе финансового рынка); возможности сбыта продукции (характеристики местного рынка, в частности потенциал его роста, международная открытость страны); особенности культуры, языка, политического риска в стране.
Последствия иностранного инвестирования в стране необходимо рассматривать с точки зрения позитивного и негативного влияния. Средствами минимизации негативного влияния иностранного инвестирования являются экономические регуляторы национальной политики.