В последние пять-семь лет Стратегическое планирование экономического развития стало довольно популярным во многих местных территориальных общинах Украины. Первый в Украине Стратегический план развития был создан в Ивано-Франковске; сейчас такой план составлен уже в десятках городов. Местное экономическое развитие всегда должен начинаться с разработки Стратегии [6].
Стратегией является совокупность действий, которые будут способствовать достижению целей развития, которые общество ставит на основании имеющихся возможностей [7].
Стратегический план развития города является обобщенным долгосрочной программой достижения обществом самостоятельно поставленной заветной, но реалистичной цели. Стратегический план является согласованным со всеми основными группами населения, его реализация предусматривает привлечение общества к совместной работе. Результатом осуществления Стратегического плана должно быть улучшение качества жизни населения. Стратегическое планирование развития общества - это работа группы представителей всех основных слоев общества над определением [8]:
- видение будущего образа города, каким его представляет сама община;
- стратегических целей , достижение которых обеспечит приобретение городом определенного общиной образа;
- планов действий , то есть логических последовательностей мероприятий, направленных на достижение этих целей.
Идеология Стратегического планирования заключается во взаимодействии научного обоснования и широкого общественного обсуждения путей развития города. Это позволяет совместить долгосрочную перспективу развития, текущее управление и решение неотложных проблем.
Главная проблема стратегического планирования - как лучше разместить ресурсы, чтобы обеспечить достижение целей местного экономического развития [7]. В частности:
- достичь местной экономической стабильности;
- ввести разнообразные формы экономической деятельности и занятости;
- создать качественные рабочие места для населения;
- улучшить жизненные стандарты.
Особенности стратегического планирования [8].
1. Еще до выбора Стратегии определяется Видение желаемого состояния данного города в будущем.
2. Видение формулируется обществом через широкое обсуждение вопроса, например, такого содержания: каким должен стать наш город, чтобы в нем с удовольствием жили мы сами и захотели остаться жить наши дети?
Найдя ответ, общество начинает жить этим будущим и требовать достижения этапов на пути к этому будущему как от действующей городской власти, так и от следующих управленческих команд. И не только требовать, но и делать свой вклад.
3. Стратегический план разрабатывается не узким кругом, а рабочей группой, состоящей из специалистов и представителей основных слоев общества. Все решения принимаются гласно, на основе консенсуса всех членов группы. В процессе стратегического планирования осуществляется общественный договор [2], согласно которому власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Таким образом обеспечивается учета интересов всех.
Процесс стратегического планирования является долгосрочным по глубине прогноза и продолжительностью последствий действий, но среднесрочным по характеру мероприятий, включаемых в него [4]. В основном документе стратегии изложены главная цель и основные направления развития, а приложения содержат ряд конкретных задач и мероприятий, а также план действий. Должны быть определены и участники, сроки, индикаторы выполнения, затраты и эффект.
5. Стратегический план не является жестким ни по содержанию, ни по срокам. Приоритеты Стратегического плана могут изменяться в случае потери актуальности одних и появление других, то же касается и очередности достижения Стратегических целей плана. Рабочая группа по Стратегическому планированию является постоянно действующей, хотя ее состав может существенно меняться.
Преимущества стратегического планирования [8].
Во-первых, Стратегический план развития города, созданный обществом за ее интересов, в меньшей степени зависит от изменения персонального состава органов самоуправления. Каждая следующая команда любой политической принадлежности вынуждена работать на реализацию Стратегических целей этого Плана.
Во-вторых, такой План является организующим документом, который позволяет использовать имеющиеся финансовые и другие ресурсы города более эффективно. Ведь каждый раз при рассмотрении проекта бюджета, привлечении спонсорских средств и ресурсов предприятий берется во внимание, как эти средства будут способствовать достижению Стратегической цели.
По-третье, Стратегический план является согласованным средством партнерства городской власти, бизнес-структур и общественных организаций, предусмотрены меры осуществляются не только городскими властями и за ее счет, но и другими секторами общества. Кроме того, бизнесмены, которые знают, что их деятельность находится в магистральном направлении развития города, испытывают моральное удовлетворение и определенный местный патриотизм.
По-четвертых, Стратегическое планирование как совместная работа общины над определением собственного лучшего будущего и его достижением эффективно оказывает содействие самоосознанию общины и ее сплочению.
По-пятое, Стратегический план обеспечивает общине лучший доступ к кредитным ресурсам и грантов, которые предоставляются различными организациями. Банки и грантодатели рассматривают заявки только при условии наличия Стратегических планов развития, из которых видно, что цель, которая требует средств, согласованная общиной.
Стратегический план - инструмент решения только тех задач, которые поддерживаются всей общиной. Для осуществления других задач следует изыскивать другие средства.
Алгоритм процесса разработки стратегии.
Условно процесс можно разделить на пять этапов [6]:
- организация работы;
- выполнение оценки конкурентоспособности города;
- создание стратегии развития общества;
- осуществления стратегии;
- анализ хода реализации Стратегического плана.
Использование методологии и методики стратегического планирования позволяет решить целый ряд проблем города: налаживание межсекторного сотрудничества “власть - бизнес - общество”; согласования многочисленных экономических интересов путем включения их проектов, заданий к стратегического плана; создание комфортной среды проживания жителям общины; обеспечение прозрачности управленческой деятельности на муниципальном уровне; внедрение механизмов отчетности местной власти перед обществом и цивилизованных механизмов ответственности представителей выборных должностей перед электоратом; развитие “социального капитала” общины как предпосылки экономического прогресса.